Проповедь в праздник казанской иконы божией матери. Икона пресвятой богородицы «казанская»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует память Пресвятой Богородицы, Ее Казанского образа. Этот образ был обретен Церковью в 1579 году при царе Иоанне Грозном, после завоевания Казани.

Божия милость и промысел Бога о спасении каждого человека, конечно же, не зря явили этот образ нашей Церкви. После взятия Казани ситуация в этом городе была сложная. Жители города были, в основном, мусульманской веры, и они сопротивлялись тому, что в Казани стали строиться церкви и прославляться имя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И вот, промышляя о спасении всех людей, Господь явил нам этот образ Своей Матери, Пресвятой Богородицы, который сейчас именуется Казанским, дабы через его чудесное явление привлечь местный народ и просветить его светом Христовой истины.

И воистину, эти дни были незабываемые. Многие иноверцы обратились к Истинному Богу, ибо явление иконы было чудесным - ее обрели на пожарище, и при шествии крестного хода, когда ее несли во святой храм, происходило много чудесных исцелений болящих и страждущих людей. И весть об этом чуде стала моментом просвещения людей иной веры и их воцерковления.

Почему так много чудесных явлений связано с образом Пресвятой Богородицы? Несомненно, это произошло потому, что наш народ возлюбил Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Матерь Божия, Которую Господь возвысил превыше Херувим и Серафим, Которая через рождение Богочеловека Иисуса Христа стала Матерью всех людей, ходатайствует за всех нас, тех, кто возлюбил Господа Иисуса Христа. Поэтому так много чудесных явлений и заступничеств Пресвятой Богородицы явились в истории нашей Церкви и нашего государства. Празднуя сегодня день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы должны помнить эти исторические моменты и не забывать их. История напоминает нам о тех событиях, которые являются важными моментами в жизни веры нашего народа.

Сегодня мы чтили Казанский образ Божией Матери и молились Пресвятой Богородице. И несомненно, наша молитва, подкрепляемая предстательством Самой Пресвятой Богородицы, доходит до Ее Сына и Господа нашего Иисуса Христа. Будем же мы и впредь с любовью к Ее Сыну, с любовью к Самой Пресвятой Богородице, чтить эти праздники и своей жизнью свидетельствовать о том, что мы - христиане, что мы - последователи Ее Сына Иисуса Христа. Будем же и впредь просить, обращаясь к Пресвятой Богородице и другим святым небожителям, ходатайствовать о нас пред Господом Иисусом Христом. Христианская вера учит нас этой молитве, учит нас обращаться за помощью к святым и к Пресвятой Богородице, дабы мы сознавали, что наша жизнь едина, и земной Церкви, и Церкви Небесной, и вместе мы являем вселенскую Церковь. Аминь. Спаси Господи всех вас.

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

На Казанскую

Протоиерей Андрей Ткачев

Н ичто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них. То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – , защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице. Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был , и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила: «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.

Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Заступнице усердная рода христианского. Эти слова молитвы возносятся во всех православных храмах. Это истинно так. Перед иконой Божьей Матери с простертыми руками. Она всегда взывает ко Господу за род христианский. Господь отвечает на молитвы своей матери с особой нежностью. И действительно это так. Матерь Божия, заступница рода христианского, много величаний прозвучало пред всеми нами.

Говорят, что женщины сентиментальны, слабодушны, не думая при этом, что Господь дал женщине особый дар сердца, это любовь к своим детям.

Действительно мы видим пример из Евангелия, когда жена хананеянка обратилась ко Господу, потому что ее дочь была одержима нечистым духом. Она не попросила: исцели мою дочь. Она сказала: Господи помилуй меня, дочь моя зле беснуется. Тем самым она показала, что вся боль телесная и душевная находится в ее сердце. Как мы видим из Евангелия, что Господь увидел женщину, хоронящую единственного сына. Она была в такой страшной скорби, в таком отчаянии, что Господь воскресил ее сына. Он сказал: юноша восстань. И юноша восстал.

Божия Мать претерпела все мучения духовные и телесные, которые перенес Спаситель на кресте. Господь страдал, и ее сердце разрывалось от печали и горести. На кресте Господь ей сказал: матерь, се сын твой, указав на апостола Иоанна Богослова. И ученику: се матерь твоя.

Тем самым Господь указал, что вручает Божией Матери род христианский, чтобы она имела попечение о нем. И с тех пор действительно Божия матерь заботилась о роде христианском. У нее имеется несколько уделов. Первый – это святая гора Афон. Второй удел – Иверия (Грузия). Третий удел – Россия, дом Пресвятой Богородицы.

Божия Матерь особое попечение имела о русском народе. Сколько икон просияло в России. С севера — чудотворная икона Тихвинская, с запада — Смоленская и Почаевская, с юга — Иверская и с востока — Казанская. И по всей Руси от запада до востока были явлены и просияли чудотворные иконы. Божия Матерь взяла на поруки русский народ и вела его во всей его истории.

Мы знаем, что много бед обрушились на нашу Россию. Но во всех бедах Царица Небесная не оставляла русский народ.

В те времена, когда Русь еще не была просвещена Крещением, князь Аскольд осадил Константинополь. По молитвам жителей Божия Матерь коснулась сердец русских воинов, и они прекратили штурм. После этого они приняли все крещение, и Аскольд принял в крещении имя Николай. После этого он вернулся на родину и мученически пострадал.

И мы видим, что Божия Матерь проявляла свою великую любовь к русскому народу. Явление Казанской иконы Божией Матери. В Казани народ находился в угнетенном состоянии. Иоанн Грозный только что освободил Казань от магометан. Он освободил 100000 русских пленных. В Казани продолжалась сильное магометанское влияние, и все они были в угнетенном состоянии. Помогло чудо Божие, которое состояло в явлении иконы Божией Матери.

Божия Матерь явилась во сне к девочке Матроне и повелела идти к властям и обрести икону. Когда Матрона обратилась к властям, они не поверили ей. Тогда она обрела икону Казанской Божией Матери. После этого архиерей и воеводы явились к этому месту и слезно просили Божью Матерь о прощении. При обретении иконы было явлено чудо – был исцелен слепой. На этом месте по повелению царя Иоанна Грозного был основан монастырь, настоятельницей монастыря стала та самая Матрона.

Нет такого храма, нет такой семьи, где бы не было этой иконы. Это говорит об ее почитании. Во время Смутного времени, когда поляки захватили Москву и пытались посадить на престол своего правителя. Было явлено чудо Божией Матери, когда ополчение Минина и Пожарского, имевшее в своем составе меньше воинов, с Казанской иконой получило победу. Так был спасен русский народ, и имя Божие было прославляемо по всей стране.

Чудо было явлено и тогда, когда царь Петр взял эту икону в свое войско и одолел шведов в Полтавской битве.

Это были и при нашествии Наполеона Галла, когда Кутузов в Санкт-Петербурге молился перед иконой Божией матери и просил ее о спасении России. И буквально через полгода перед этой иконой отслужили благодарственный молебен.

И в дальнейшем в годину гражданской и Отечественной войны Божий Матерь Казанская помогала русскому народу. И нам нужно молиться перед иконой Божией Матери, обращаться к ней в своих нуждах.

Порой мы молимся, и не получаем помощи. Почему так? Виноваты мы сами. Для того, чтобы обратиться к Божией Матери нужно очистить свою душу, явить искреннее покаяние. И только тогда мы можем почувствовать прикосновение Божией Матери к свой душе и ту благодать, которая изливается. И действительно во все времена Божия Матерь пребывает вместе с нами и помогает нам во всех наших нуждах, Нужно только обратиться к ней с искренней молитвой и покаянием, и тогда она не оставит вас без своей помощи.

Аминь

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! В этом году, братия и сестры, и Покров совпал с воскресным днем, и празднование особо чтимой иконы Божией Матери Казанской, совпало с воскресеньем. В этом году уже второе такое совпадение. Мы наблюдаем странную картину. Многие люди говорят: не могу ходить в храм Божий, не могу ходить на праздники, потому что у меня работа; один единственный выходной мне дают. Дело в том, что государство у нас уже закончило свой век коммунистический и, наконец, решило взяться за ум и пойти, более- менее приближенно, православным путем. Государство дает ради праздника выходные, теперь никто не может сказать, что «я занят», или «я на работе». Наверное, должно быть в два раза больше людей в храме. На Рождество дают выходные, вообще на десять дней. Но, мы наблюдаем удивительную картину: чем больше выходных, тем меньше людей. Чем люди занимаются? Спасением души? Вы столько ругали правительство, и вот оно для вашей души, наконец, что- то сделало; но вы дальше ругаете. Братия и сестры, невозможно помочь властям, правительству только с помощью одного ругательства. Сейчас мы наблюдаем определенный этап жизни, может мы не до конца еще его оценили. Единственное, что мы знаем, что история имеет свойство всегда повторяться. Если случился какой- то бунт, всегда страдают самые бедные люди. В любой войне, - Ирак, например, бомбят, - в первую очередь, страдают простые люди, не солдаты. Все говорят: только бы не было войны; но, не проходит и пятидесяти лет, как уже снова, что- то начинается. Кто погружает нас в эти войны? Наши грехи, т.е. мы сами.

Сегодня праздник Казанской иконы Божьей Материи. Глядя на икону Пресвятой Богородицы, нельзя не вспомнить о Ее жизни, о том, что Матерь Божья была избранна из всего человечества. В мире нет ни одного человека, и не будет, и никогда не было, кому была бы оказана такая честь - носить внутри себя самого Бога. Мужчины часто гордятся, что они родились мужчинами, но честь выпала не им. За что? Что надо сделать такого, чтобы стать избранником Божьим, стать орудием Божьим - это самый главный вопрос, мучающий людей. Когда мы наблюдаем в священном Писании и Предании жизнь Богородицы, то поражаемся тому, насколько смиренно и безропотно Она всю жизнь прожила. С самого начала жизнь Ее была не простая. Родилась Матерь Божия в семье престарелых родителей. Это говорит, в первую очередь, о чуде. Огромное, страшное, великое событие, когда у родителей, которым более 70 лет, рождается ребенок. Это радость и утешение великое в глубокой старости. В кондаке церковном