Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.А

епископ Иерусалимской Церкви

Родился на о. Хиосе в 1610 году.

В 1642 году на средства Коллегии Пропаганды (бывшая Конгрегация пропаганды веры) был отправлен в Константинополь, но уже в 1644 году должен был покинуть его, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергично боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке.

Отправился в Угро-Валахию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того, занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги.

Отсюда уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием I, который прибыл сюда проездом из Москвы. 16 ноября 1651 года в Иерусалиме принял монашеский постриг, а 14 сентября 1652 году был возведён Патриархом Паисием в митрополита Газского; в своей митрополии не появился. В 1657 году жил опять в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах. Преемник Патриарха Паисия Иерусалимского (умершего в 1661 году) Нектарий отлучил Лигарида от Церкви.

Получил предложение Патриарха Никона приехать в Москву и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но прибыл в Москву только 12 февраля 1662 года, в период распри между Алексеем Михайловичем и Никоном.

Паисий принял сторону царя и бояр. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисия Лигарида ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 7171 г.».

Приобрёл влияние на царя благодаря своей учёности. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию. Выступал в роли переводчиков для Патриарха Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, прибывших в Москву в ноябре 1666 года для суда по делу Патриарха Никона. В период суда сблизился с Симеоном Полоцким , который выступал в качестве его толмача с латинского.

Пользовался своим влиянием для выпрашивания у царя милостей, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Всё это время Паисий Лигарид незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишён кафедры и даже анафемствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие о том пришло в Москву 29 июля 1668 года, но не испортило его отношений с Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисия перед патриархом Иерусалимским Нектарием. 23 сентября 1669 года в Москве была получена грамота от преемника Патриарха Нектария Патриарха Досифея, подтверждающая «вины» Лигарида; тем не менее 24 января 1670 года в Москву прибыла разрешительная грамота от Досифея, формально прощающая Лигарида и восстанавливающая его в архиерейском достоинстве. Но менее 2 месяцев спустя Лигарид был снова запрещён. Дальнейшие хлопоты Алексея Михайловича результата не принесли.

24 мая 1672 года, по указу государя, был отпущен из Москвы в Палестину через Киев, но был задержен в тот же день и отпущен 13 февраля 1673 года. Остановился в Киеве, где пребывал под надзором местных властей по указу государя; писал в Москву донесения с жалобами на притеснения от местных властей и доносами на местное духовенство. В августе 1675 года был вызван в Москву, но явился не сразу, видимо, опасаясь государева гнева. 1 сентября 1676 года, уже при Феодоре Алексеевиче, отпущен из Москвы без денежного содержания и вновь прибыл в Киев.

Умер в Киеве 24 августа 1678 года; погребён, по указу государя, в Братском монастыре в Киеве.

Ему принадлежат: изъяснение Божественной Литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги У. Пальмера «Патриарх и царь».

Паисий Лигарид (1610-78) - митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 г. со степенью доктора богословия. В это время Папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован распространением католицизма на Востоке; еще во время своего пребывания в Риме П. издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. П. был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергически боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. П. отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим, с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 г. посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 г. в митрополита газского, но в свою митрополию П. так и не появлялся; в 1657 г. он жил опять в Валахии, где принимает участие в дворцовых заговорах. Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 г. П. прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. П. принял сторону царя и бояр - врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у П. ответа. П. ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита газского П. на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.». П. приобрел влияние на царя, благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Своим влиянием П. пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время П. незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже проклят, как еретик, патриархами константинопольским и иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в 1668 г., но не испортило отношений между П. и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении П. перед патриархом иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту. Умер П. в Киеве, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, П., по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от Папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным. Вообще это был человек равнодушный к вере и нравственности, искавший только внешних отличий и материальных благ. Ему принадлежит еще изъяснение божественной литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer’a: «The patriarch and the tsar». Cp. Каптерев, «Характер отношений России к православному Востоку» (М., 1885); статья Лавровского в «Христианским Чтении», 1889 г., № № 11, 12; Горский, «П. Лигарид до приезда в Россию»; Legrand, «Bibliographie Hellenique» (т. IV, 1896).

Отправлен в Рим , где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в со степенью доктора богословия.

Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием , который прибыл сюда проездом из Москвы . В посвящен в Иерусалиме в монахи, а в в митрополита Газского, но в своей митрополии Паисий Лигарид так и не появился; в он жил опять в Валахии , где принимал участие в дворцовых заговорах.

Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в Паисий Лигарид прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном.

Паисий Лигарид принял сторону царя и бояр – врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисий Лигарид ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.».

Паисий Лигарид приобрел влияние на царя благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию.

Своим влиянием Паисий Лигарид пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время Паисий Лигарид незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже анафематствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в , но не испортило отношений между Паисий Лигарид и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисий Лигарид перед патриархом Иерусалимским Каптерев, Характер отношений России к православному Востоку, М., 1885;

  • статья Лавровского в ХЧ, 1889, №№ II, 12;
  • А.В. Горский, П. Л. до приезда в Россию.
  • Источники

    • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

    Страница 1 из 4

    ПАИСИЙ ЛИГАРИД (или Лихарид; в миру Пантелеймон) (1610–1678 гг.) – митрополит Газы Иерусалимской, духовный писатель. Как выразился митрополит Евгений («Слово о писателях духовного чина»), «он был чуждый нам по своему происхождению, однако, по великому своему участию, – в деле низложения патриарха Никона, – принадлежит к истории нашей». Паисий был родом грек с о-ва Хиоса. В 1623 г. он отправился в Рим, воспитание и образование получил в иезуитской коллегии, основанной папой Григорием XIII (1572–1585 гг.) для греков и, по словам патриарха Никона («Возражение Никона патриарха против вопросов бояр Симона Стрешнева и на ответы Паисиевы»), там принял священнический сан. Курс окончил со степенью доктора богословия. В это время папой был Урбан VIII (1623–1644 гг.), который был очень заинтересован в распространении католицизма на Востоке. Еще во время своего пребывания в Риме Паисий Лигарид издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. он был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. должен был уехать из Константинополя, т.к. на патриарший престол взошел (в первый раз) Парфений II (1644–1646 гг.), энергично боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. Паисий Лигарид отправился в Яссы, в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища. Кроме того, он занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием, который был там проездом из Москвы, и, по собственному свидетельству Паисия, был в Иерусалиме протопопом. Там он постригся в монахи (в 1651 г.) и был посвящен митрополитом в Солунь, а оттуда переведен в Газу Иерусалимскую (в 1652 г.), но в свою митрополию так и не явился. Исследователи утверждают, что в 1650 г. Паисий Лигарид принимал участие в известном богословском диспуте «о вере» старца Арсения Суханова с греками. Неизвестно, за какие проступки он потом подвергался запрещению патриарха и долго скитался по Греции и Италии. В 1657 г. Паисий Лигарид опять жил в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах. Тут его застает предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но Паисий Лигарид прибыл в Россию только в начале 1662 г., в самый разгар спора между Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Известный справщик богослужебных книг Арсений Грек писал о нем патриарху Никону, по его просьбе, как о человеке обширной учености, а Константинопольский патриарх Парфений II отзывался о Паисии Лигарите как о знатоке церковных правил. По отзыву С.М. Соловьева, он действительно был самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву. Но H.И. Субботин к этому прибавляет, что Паисий Лигарид «был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, – хитрый, льстивый, пронырливый». П.В. Знаменский именует Лигарида интриганом, жертвовавшим для своих выгод и долгом, и совестью, а Филарет прибытие Паисия в Россию относит к несчастью церкви. Никон, нуждаясь в образованных людях, был очень рад иметь при себе Паисия, которому и писал об этом 1 декабря 1656 г. Но неизвестно, по какому поводу приезд Паисия тогда не состоялся. Он появился в России в 1662 г. под именем митрополита Газского Предтечева монастыря.

    45 0

    (или Лихарид; в миру Пантелеймон) - митрополит Газы Иерусалимской, дух. писатель, ум. 24 августа 1678 в Киеве, в Братском монастыре. Чуждый нам по своему происхождению, он, однако, "по великому своему участию, - как выразился митр. Евгений ("Слов. о писат. дух. чина", II), - в деле низложения патр. Никона принадлежит к истории нашей". Паисий был родом грек с о. Хиоса, воспитание получил в Риме, в иезуитской коллегии, основанной папой Григорием XIII для греков и, по показанию патр. Никона ("Возражение Никона патр. против вопросов бояр. Сим. Стрешнева и на ответы Паисиевы", по списку Воскрес. Новоиерусалим. мон. XVII в.), там принял священний сан. Вследствие сего, Фабриций поместил его в списке греков латиномудрствовавших. Есть также известие, что он был учителем в Яссах, в Молдавии, и в 1650 г. принимал участие в известном богословском диспуте "о вере" с греками старца Арсения Суханова. Потом он удалился на Восток и, по собственному свидетельству, был в Иерусалиме протопопом. Там то он постригся в монахи и посвящен был митрополитом в Солунь, а оттуда переведен в Газу Иерусалимскую. Неизвестно, за какие проступки подвергся он потом запрещению патриарха и долго скитался по Греции и Италии. Известный справщик богослужебных книг Арсений Грек, по его просьбе, писал о нем патр. Никону, как о человеке обширной учености, а Константинопольский патр. Парфений отзывался о нем же, как о знатоке церковных правил. И действительно, по отзыву С. М. Соловьева, П. Лигарид был самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву. Ho H. И. Субботин к этому прибавляет, что он "был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, - хитрый, льстивый, пронырливый". П. В. Знаменский именует Лигарида интриганом, жертвовавшим для своих выгод и долгом, и совестью; преосв. Филарет прибытие Паисия в Россию относит к несчастью церкви. Никон, нуждаясь в образованных людях, был весьма рад иметь при себе Паисия, которому и писал об этом 1 декабря 1656 г. Но неизвестно, по какому поводу не состоялся тогда приезд к нам Паисия.

    Он появился в России в начале 1662 г. под именем митрополита Газского Предтечева монастыря. В то время прошло уже более четырех лет, как произошла размолвка между "собинными друзьями" ц. Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, причем размолвка эта успела вырасти в открытую вражду. Паисий сразу очутился в неловком положении между царем и патриархом, одинаково к нему расположенными. "Не знаю, куда мне обратиться! - откровенно писал он в одном из своих писем, - потому что никто не может работать двоим господам?.." Вскоре, однако, как и следовало ожидать, Паисий перешел на сторону врагов Никона. Он начал с того, что подал царю письмо, в коем убеждал его ревностнее заняться делом Никона для блага Церкви и государства. Уже здесь Паисий не обошелся без укоров по адресу патриарха. Никон отвечал ему в свою защиту пространной грамотой на латинском языке. Тогда Лигарид выступил против Никона с открытым обличением корня всех зол - самолюбия; уговаривал патриарха "покаяться", "смириться, воздав кесарево кесареви" (П. Лигарид "О соборе, быв. в Москве на Никона" [Это соч. П. Лигарида известно по греческ. списку, переписанному в Египте в 1-й четв. XVIII ст. и находящемуся ныне в Московской Синод. библиот., под № 469; оно составлено Паисием в Москве, посвящено ц. Алексею Михайловичу и делится на три части, с подразделением каждой на главы; две первые части переведены кем-то на русс. яз. Списки перевода имеются в Главн. Арх. М. И. Д. в Москве и в библиот. Москов. Дух. Акад.], ч. 1, гл. ХIII). Не внял Никон советам Паисия, но еще более раздражился, грозил отдаться на суд папы. Угроза эта произвела сильное впечатление в Москве. Паисия пригласили в Патриаршую палату и поручили ему разобрать заявление Никона и выяснить, имеет ли он право обращаться в Рим. Паисий на основании византийских хроник решил вопрос в отрицательном смысле. Успешное исполнение этого поручения возвысило Лигарида в глазах врагов патриарха. На него стали смотреть, как на ученого мужа, дорогого человека в столь тревожное время. Его каноническими познаниями задумал воспользоваться один из злейших врагов патр. Никона, боярин Стрешнев. Стрешнев предложил Паисию 30 вопросов, в которых излагалось поведение Никона и отношения патриарха к царю, с требованием письменного ответа на них для доклада государю. Паисий со всей гибкостью ума отвечал на эти вопросы полным осуждением всех действий Никона. Ответы его составили целую тетрадь, озаглавленную "Отписка боярину Симону Лукьяновичу Стрешневу митр. газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патр. Московского во 171 году" (оригинал хран. в Госуд. архиве в СПб.). Ответы эти Паисий представил Стрешневу при письме, в котором говорил, призывая Бога во свидетели, будто, "не хотел для осуждения завидных людей того дела начинати, ведаючи, что явную недружбу и неприятство иметь буду с патриархом"; выразил сожаление, что не знает русского языка, а должен довольствоваться плохими переводчиками, которые, "чего не разумеют, опускают, или толкуют противо любви и воли своей, покрываючи свою глупость". Еще большую услугу противникам Московского патриарха оказал П. Лигарид советом объявить восточным патриархам все дело о Никоне.

    Царским указом 21 декабря 1662 г. было повелено созвать в Москве, в мае или июне 1663 г., собор, пригласив на него вселенских патриархов и русских архиереев. Паисий составил для патриархов 25 подобных же вопросов, на какие отвечал сам по делу Никона, но только имя последнего ни в одном из них не упоминалось. Вопросы и пригласительные грамоты патриархам повез иерод. Мелетий, соотечественник и друг Лигарида. Тем временем началось Боборыкинское дело, и Паисию пришлось видеться впервые лицом к лицу с Никоном. Боборыкин, как известно, подал донос, будто Никон проклял ц. Алексея Михайловича. Для разъяснения этого дела была отправлена в Воскресенский монастырь комиссия; во главе ее поставили Лигарида. Озлобленный Никон жестоко разругал столь ненавистного ему грека. "Лучше бы мне было не видеть такого чудовища, - говорил Никон царю по возвращении из Воскресенского монастыря; - лучше бы я хотел быть слепым и глухим, чтоб не слышать его циклопских криков и громкой болтовни!" Между тем, над головой Лигарида стали собираться тучи. Восточные патриархи отозвались на царское приглашение (1664 г.). При этом патр. Иерусалимский Нектарий, проведав, что Паисий ищет титула экзарха патриаршеского и уже называется так в Москве, объявлял через своего посланного, что это самозванство. Затем и Никон, узнав, разными путями, преимущественно же через греков, служивших и нашим, и вашим, о разных проделках своего врага, всякий раз, как только представлялось ему нужным, пользовался этими сведениями. Озадаченный Паисий особой челобитной на имя государя ходатайствовал, чтобы взведенные на него обвинения были рассмотрены собором. Собор был созван во дворце после Фоминой недели в 1665 г. Многочисленные свидетели показали в защиту Лигарида. Тогда последний стал просить царя отпустить его домой, "пока не съехался в царствующий град Москву собор вселенский"... "Если столько терплю еще до собора, - прибавлял он, - то что же буду терпеть после? Довольно уже, всемилостивейший государь, довольно! Не могу более служить твоей святой палате"... Царь, разумеется, не отпустил Паисия: он теперь более, чем когда-либо, был нужен Алексею Михайловичу. Хотя нельзя отрицать того, что верить Лигариду он стал менее прежнего. В бумагах Приказа Тайных Дел сохранилась грамота патр. константинопольского Дионисия от 12 ноября 1666 г., в которой он рекомендует в качестве своего заместителя на соборе П. Лигарида, именуя его "святым и благоразумным, рассудным и сведущим" в церковных делах. Царю вздумалось проверить через келаря Чудова монастыря Савву, поручал ли п. Дионисий митр. газскому быть его представителем на соборе. И вот тут-то и открылось, что Дионисий подобного поручения Паисию не давал и грамоты никакой не посылал. "П. Лигарид лоза не константинопольского престола, я его православным не называю", - писал Дионисий. Так что с тех пор об экзаршестве своем Паисий больше уже не заикался.

    В ожидании прибытия восточных патриархов сехались в Москву русские архиереи. В феврале 1666 г. открылся собор по делам раскола. Лигарид не участвовал на нем, но ему, как человеку ученейшему, царь и собор поручили составить опровержение на челобитную попа Никиты из Суздаля, заключавшую в себе возражения против новоисправленных печатных книг. А так как Паисий русского языка не знал, то челобитную Никиты пришлось для него перевести. Вследствие этого обстоятелства Лигард не имел возможности вникнуть, как следует, во все подробности содержания челобитной; отсюда и труд его оставляет желать многого. Написанные Паисием на латинском языке, а потом переведенные на русский Симеоном Полоцким (библ. Моск. Дух. Акад., рукоп. № 68) "ответы обличительные на церковных противников", в количестве 31-го, на такое же число возражений Никиты "ефемерного теолога, даже концем перста не вкусившего теологии", отличаются общностью. Как иностранец, Паисий старался углубляться во внутренний смысл русской жизни и в расколе видел одно лишь порождение невежества, главнейшим средством против которого, как и следовало ожидать, признавал просвещение.

    2-го ноября 1666 г. приехали в Москву патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий. П. Лигарид по приказанию государя был приставлен к ним для ознакомления их во всех подробностях с делом Никона. Сохранилась записка Лигарида с изложением вин московского патриарха. Можно себе представить, чего только ни наговорил в ней Паисий на Никона! 7 ноября начались заседания собора для суда над Никоном. Их было 8. Паисий присутствовал на 2-м (разрешил вопросы об уместности, праве и значении созванного собора), 5-м и, кажется, 8-м, по окончании же соборных прений, когда крутицкий митр. Павел и рязанский митр. Иларион вдруг отказались подписать приговор над Никоном, Паисий много содействовал убеждению их (сказал 3 речи в защиту царской власти), так что упорствовавшие архиереи не только подписали соборный акт о низложении Никона, но даже еще вынуждены были просить о прощении (П. Лигарид "О соб. на Ник.", III, гл. IX-XI).