Акварель - это душа нараспашку. Как выбрать акварельные краски для ребенка? Что такое акварель

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. * * * Статья ""Акварель"" из ""Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона"" (1890–07): Акварель (итальян. aquarello или aquatento, франц. aquarelle, английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в ""Traite Complete de peinture"" упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение. она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными, (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483-1520), Лебрена (1619-90), Лесюера (1617-55), Миняра (1610-95) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов, частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием - как отдых или как эскиз для жанровых картин - занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556-1626), Рюнедаи) (1670), Бот (1650), Винантес (1600-70); Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682-1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Риние и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контур и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лавкармином, сепия, а затем и другие водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка. Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая любителей живописи. При возрождении этого рода живописи, художники скромно пользовались лишь тушью, гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее число красок, выбор которых, благодаря успехам химии, сделался весьма обширным и удовлетворяет самым капризным требованиям художника. В настоящее время для художника открыто новое поприще для проявления своего таланта, когда жесткая, сухая гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной акварели. Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее способствовавшие ее развитию: Козен (умер в 1794) - работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; Гартин (умер в 1802) - хороший колорист; его последователь Котман - пейзажист итальянской и северной природы; Турнер - хороший итальянский живописец; за ними с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красок в свои рисунки: Фильдинг пейзажист; С. Фраут (1852) - архитектурных зданий; Давид Кокс (1783-1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805-76), Гунт (1790-1864), который также писал хорошо цветы и фрукты; жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд, морских видов - Кук, Дункан; ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон, Биркель и проч. Французские акварелисты как: Деларош, Гуден, Иоганнот занимались более миниатюрной живописью. Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ-отец, Губерт - знаменитый французский акварелист и пейзажист. Снимки с его рисунков распространены повсеместно. Главный основатель, учитель и распространитель этого рода живописи. Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Грань; наиболее замечат. по рисованию Вандаел, Шазаль, Редуте (1759-1840), Дамен, Депорг и Мартен Бушер. Из английских - Вадерю (1819-79) Дикемпс (жанрист); Рефит (батальной живописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистов выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто - портретист. B Bене: Гейярях, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман; в Мюнхене - Нейрейтер, в Дюссельдорфе - Шейрен. Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов - превосходный портретист и профес., Премацци - пейзажист, великолепно владеющий своей специальностью. Кроме того можно упомянуть Чернецова и Бориспольца - замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и духовные сюжеты, морские виды, портреты, перспективы, семейные сцены масляными красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному Императору Александру II-му во время посещения им Рима. Для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтралтином. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая охра, терр-де Сиенна натуральная, таковая же жженая, киноварь, кармин гараис, лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индейская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия. Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой, во время прикладки тонов и отделки деталей, всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.

Рисование вот уже много десятилетий считается в нашей стране не просто популярным детским развлечением, но и обязательным упражнением, которое способствует всестороннему развитию ребенка. Рисование красками входит в образовательную программу если не детских садов, то любых общеобразовательных школ и профильных художественных учебных заведений.

Впрочем, такое творчество нельзя назвать исключительно детской прерогативой, ведь акварельные краски уже много веков используются и настоящими художниками для создания всемирно известных шедевров, так что ребенок может развивать свое мастерство даже во взрослом возрасте.

Что это такое?

Состав акварели на самом деле не является чем-то совершенно стабильным, поскольку этот вид красок существует уже добрую пару тысячелетий и был известен в самых разных регионах мира, в каждом из которых использовали те ингредиенты, что были под рукой. Не исключено, что акварельные краски из разных периодов и уголков мира могут радикально отличаться по своим составляющим, однако, в целом название произошло от латинского слова «аква», то есть «вода» – именно она выступала основой для всех известных составов.

Красители, соответственно, также отличались, ведь если сегодня в этой роли могут выступать даже синтетические вещества, то раньше использовали преимущественно порошки растительного происхождения. Для общей целостности в смесь добавляли также различные виды натурального клея, что позволяло веществу держать достаточно густую консистенцию.

При этом акварельная смесь должна оставаться пластичной и легко размокать при добавлении воды , поэтому обязательным является также добавление пластификаторов. Таковыми чаще всего выступают инвертированный сахар, а также глицерин, в функции которого входит еще и удержание хотя бы небольшого количества воды, чтобы акварель не превращалась в настоящий камень в длительных перерывах между использованием.

Состав акварели был бы неполным без бычьей желчи – она способствует равномерному размазыванию красителя по поверхности бумаги, поскольку не имеет свойства скатываться в капельки. В современные рецепты акварели добавляют также фенол или другие похожие антисептики, которые не позволяют плесени и другим разрушающим микроорганизмам заражать ингредиенты природного происхождения.

Классический состав напрочь лишен каких-либо вредных компонентов и полностью составлен из натурального продукта, что способствует использованию акварели детьми.

В то же время в современном мире производители часто используют различные синтетические аналоги, из-за чего некоторые разновидности красок все же могут быть вредными. Обращать внимание стоит, в первую очередь, на те краски, на которых прямо указано, что они рассчитаны на детей.

Как правило, они по качеству несколько уступают профессиональным смесям, но зато их состав подобран таким образом, чтобы быть полностью безопасным, а главное – пригодным для ежедневного использования.

Широчайшее распространение акварели вызвано не только натуральностью ее состава, но и многообразием техник рисования ею, каждая из которых дает неповторимый результат – даже несмотря на то, что полотна практически на 100% ограничены бумагой.

Например, в Англии было принято рисовать по бумаге, изрядно смоченной водой, а в Италии, наоборот, использовали полностью сухой холст. Сегодня многие художники успешно комбинируют английскую и итальянскую технику, добиваясь потрясающих переходов одного цвета в другой.

Разница техник заключается еще и в том, во сколько слоев акварельная краска укладывается на бумагу. Например, техника A la Prima не предполагает каких-либо последующих исправлений рисунка – краски накладываются на мокрую бумагу максимально быстро, пока основа не высохла, шедевр не предполагает никаких последующих изменений. Благодаря этому достигается особая переливистость цветов, крайне нежная игра света и тени, но для этого мастер должен уметь рисовать очень быстро и безошибочно.

Однако существует и многослойная техника акварельной живописи, в которой верхние мазки накладываются на уже высохшие нижние, причем оттенок вовсе не обязательно совпадает, но верхний мазок обязательно должен быть более темным.

На этом многообразие техник акварельной живописи не заканчивается, но уже даже по общему описанию становится понятно, что этот вид красок дает большое пространство для экспериментов и многоуровневого развития.

История

Акварель смело можно считать одним из наиболее древних изобретений человечества, доживших до сегодняшнего дня, по крайней мере, в творчестве так уж точно. Фактически она является ровесницей бумаги, которая стала получать все большее распространение после своего изобретения во II веке в Китае. В те времена она активно использовалась в традиционной китайской живописи наравне с тушью, но отличалась от нее по составу и предлагала большее разнообразие цветов, благодаря чему быстро снискала популярность.

В Европе, кстати, тоже использовались некие подобные смеси, но поначалу они применялись исключительно для каллиграфии, а позднее, как ни странно, в косметических целях.

Если же говорить об акварели для живописи в современном понимании, то впервые она стала применяться в Европе с началом массового распространения бумаги в этой части света.

В Средневековье через испанские и итальянские порты это китайское изобретение попало в Старый Свет, и стало все активнее заменять тушь. При этом живопись в целом уже существовала, но европейские художники того времени куда активнее использовали масло, которое лучше подходило для холстов и росписи стен.

Приблизительно к концу Средневековья бумага перестала быть совсем уж невиданной редкостью, а с ней и для акварели появились новые возможности.

Первым великим художником, широко использовавшим в своих шедеврах акварель, стал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер. Его работа под названием «Заяц», датируемая 1502 годом, до сегодняшнего дня считается одним из самых ранних образцов использования акварели в европейской живописи. Самое интересное, что вопреки всему, рисование акварелью еще очень долго считалось эдакой мазней, недостойной внимания, и даже в научных трудах первой половины XIX века, посвященных изобразительному искусству, акварель упоминают разве что вскользь.

Крайне важную роль в популяризации акварели сыграла простота использования этого вида красок, благодаря которой ее уже в XVIII веке активно применяли, но не художники, а путешественники и ученые для иллюстрации увиденного в своих путешествиях, воспевания пейзажей и демонстрации новых или необычных животных.

Вскоре акварельные краски стали широко применяться для портретной живописи, чья популярность стремительно росла, и хотя уже через несколько десятилетий ее начнет отодвигать на второй план новое изобретение – фотография, старт популярности акварели был дан.

Первыми оценили преимущества красок на водной основе в Англии, где акварель завоевала популярность уже в начала позапрошлого века, здесь же несколько расширили арсенал технических приемов рисования ею.

На протяжении XIX века отношение к акварельной живописи неоднократно менялось, поскольку некоторые новые оттенки, разработанные энтузиастами, показали себя недолговечными, но в целом именно это столетие стало переломным, и акварель наконец-то нашла себя среди других видов «серьезной» живописи, чему поспособствовали, в частности, и такие гении, как Поль Сезанн.

В Россию традиция акварельной живописи пришла именно из Англии через Санкт-Петербург и довольно быстро снискала нешуточную популярность.

Можно выделить целый ряд известных художников XIX века, отдававших должное работе с акварельными красками. Среди них и Карл Брюллов, и Илья Репин, и Михаил Врубель, и Валентин Серов, и даже Максимилиан Волошин, собственноручно рисовавший иллюстрации к своим поэтическим произведениям.

В прошлом веке акварель окончательно вошла в широкий обиход в нашей стране, став способом реализации вдохновения не только для взрослых, но и для детей.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что акварель – это серьезное художественное средство , хотя самые простые детские наборы могут дать разве что поверхностное представление о его возможностях. Тем не менее обучение детей рисованию акварелью может дать потрясающие результаты в будущем, и не исключено, что 23 ноября – Международный день акварели – когда-нибудь станет для них профессиональным праздником.

Свойства

Важным требованием к акварели считается особо тщательное измельчение частиц сухого пигмента. Благодаря этому, краска, нанесенная тонким слоем, выглядит полупрозрачной, что вообще является характерным явлением для акварельной живописи, собственно, именно этим акварель и отличается от других видов красок.

Равномерность нанесения очень важна для красок любого типа: недопустимо, чтобы акварель собиралась в капельки или оставляла комочки на бумаге, чем нередко грешат разнообразные дешевые детские медовые наборы.

В классическом рецепте за такую характеристику смеси отвечает бычья желчь, однако во многих бюджетных вариантах современности этого ингредиента нет, что напрочь лишает владельца возможности писать настоящие шедевры.

Светостойкость – еще один принципиальный момент для акварели. Именно из-за того, что многие новые оттенки, изобретенные английскими акварелистами XIX века, оказались легко выгорающими на солнце, будущее акварели едва не оказалось под угрозой: значительная часть общества в то время стала склоняться к точке зрения, согласно которой акварельные краски слишком недолговечны, чтобы считать их полноценным средством для создания картин.

К счастью, эта проблема со временем была преодолена, но и сегодня некоторые недобросовестные производители выпускают массу, пигменты которой очень быстро теряют первоначальную яркость.

Наконец, состав смеси должен быть тщательным образом сбалансирован, чтобы даже после существенного высыхания акварель могла снова легко растворяться в воде, не застывая до каменного состояния. Высыхая, она должна давать твердую пленку, которая при этом не была бы подвержена растрескиванию, оставалась целостной.

Виды

Современная промышленность любой, даже самый простой товар готова представить в многообразии разновидностей, каждая из которых рассчитана на определенные узкоспециализированные потребности, и акварельные краски – вовсе не исключение из правила.

Классическая художественная акварель

Такая акварель выпускалась исключительно в виде твердых плиток, в таком виде ее можно встретить и сегодня. Следует заметить, что для серьезной живописи используются разве что самые лучшие сорта такой акварели , тогда как типичная сфера ее использования сегодня – это плакаты, и, как ни странно, чертежи. Значительная часть подобной продукции предназначена для детского творчества, набор для детей может включать в себя 12, 24 или 36 брикетов, основное требование к которым – не быть ни слишком мягкими, ни хрупкими, для чего необходимо найти правильное соотношение сахара и гуммиарабика.

В качестве связующего вещества довольно часто используется мед, в результате получается известная всем с детства медовая акварель , обладающая характерным сладким привкусом.

В качестве альтернативных вариантов связующего вещества используются картофельная патока или животный клей. Большое количество последнего может придавать смеси нехарактерное состояние – способность к разминанию в руках при достаточном отсыревании.

Краски в кюветах

Еще одним распространенным вариантом для детей являются краски в кюветах. Большинству несведущих людей это понятие кажется странным, на самом же деле имеется в виду, что все краски помещены в небольшие выемки одной общей коробки.

Естественно, акварели в таких кюветах оказывается совсем немного, поэтому профессиональная сфера применения таких наборов ограничивается разве что созданием небольших набросков, тогда как для настоящей масштабной живописи такого количества краски оказывается мало. В среднем, акварель здесь более мягкая, чем в плитках, однако, все равно сохраняет твердое состояние.

Полутвердые краски в тубах

Многими современными художниками используются полутвердые краски в тубах – масса каждого цвета заключена в собственный тюбик с крышкой, благодаря чему оттенки не смешиваются и не пачкаются. При этом работа с таким типом акварели буквально требует наличия палитры.

Масса в тубах очень мягкая и легко разводится водой, но отличается нестабильной равномерностью нанесения пигмента , что не сильно бросается в глаза при многослойных техниках живописи, однако, требует повышенного уровня мастерства при рисовании по мокрой бумаге в один слой.

В целом, этот тип акварели используется для создания картин большого размера в классическом стиле. Следует отметить, что большинство дешевых разновидностей критикуется знатоками за то, что при длительном хранении пигмент отделяется от связующего вещества, в результате чего краска приходит в негодность.

Жидкая акварель

Довольно редким и нетрадиционным, но все же востребованным вариантом остается жидкая акварель, выпускаемая в небольших емкостях и рассчитанная как на дополнительное разбавление водой, так и на использование в таком виде, как продается.

Такая акварель отличается большим разнообразием очень ярких оттенков, выпускается даже флуоресцентная разновидность.

Для удобства дозирования многие производители оснащают емкости с краской капельницами-дозаторами. Довольно часто жидкую акварель используют для работы с аэрографом, но есть и такие художники, что применяют ее для классической живописи кистью . Отмечается, что этот тип особенно чувствителен к наличию каких-либо посторонних примесей в воде , поэтому при разбавлении необходимо использовать строго очищенную воду.

Акварельные карандаши и мелки

Нельзя не отметить и современное изобретение, позволяющее комбинировать на одном полотне рисунок и живопись, практически не меняя технику, – это особые акварельные карандаши и мелки. Принцип полностью соответствует карандашам и мелкам, то есть рисуют этим средством без посторонних приспособлений вроде кисти, просто держа его в руке.

При этом по химическому составу красящая часть карандаша либо мелок являются акварельной краской, и хотя след на бумаге они оставляют даже при обыкновенном рисовании, при попытках размытия водой вместо обычного рисунка довольно неожиданно получается полноценный акварельный живописный набросок.

Отмечается, что в среднем рисовать такими карандашами несколько проще, нежели кистью, но это, конечно, уже не совсем классика, да и результат слишком классическим не получится.

Акварельные карандаши отличаются широким выбором цветов и оттенков, а также, как и обычные карандаши, могут различаться по твердости, однако на них она практически никогда не указывается, так что подбирать придется методом проб и ошибок. Для детей, пожалуй, лучше выбирать более мягкие виды , поскольку они намного легче оставляют на бумаге след.

На вид акварельные карандаши неотличимы от обыкновенных, однако производители обычно все же оставляют владельцу возможность опознать диковинку без специальных экспериментов – для этого на карандаше рисуют небольшую каплю, кисточку или прямо пишут слово «акварель».

На основе перламутровых пигментов

Пока что совсем редким явлением остаются акварельные краски на основе перламутровых пигментов, даже несмотря на то, что основой для них послужить может не только бумага, но и многие другие материалы, среди которых древесина, ткань и даже гипс!

Впрочем, этот вид красок следует отнести, скорее, к декоративным, нежели к живописным, поскольку в процессе высыхания оттенки очень сильно бледнеют, а на смену былой яркости приходит усиленный блеск, характерный для перламутра.

Бренды

Каждый уважающий себя художник имеет четкое представление о том, что ему нужно для воплощения собственных творческих замыслов, и наверняка знает, по каким правилам выбирать себе краски. В случае с покупкой акварели для детей все обстоит намного сложнее: родители редко знают толк в такой продукции, потому ориентируются либо на надпись «детская акварель», либо выбирают хотя бы относительно известные бренды.

Что касается предназначения для детей, то тут профессионалы обычно настроены скептически: по их словам, такой товар вообще нельзя назвать акварелью и для хотя бы относительно качественного обучения он не подходит никоим образом.

Что же касается ориентирования по брендам, то в нем смысл есть, однако, для этого нужно кое-что понимать в ассортименте популярных производителей.

  • В частности, такие названия, как «Гамма», «Луч» или «Маяк» у многих на слуху, и даже профессионалы согласны, что такая акварель неплохо подходит для того, чтобы учиться рисовать. В то же время та же «Гамма» позиционирует свою продукцию как профессиональную. Но та категория потребителей, на которую данная продукция якобы ориентирована, с этим категорически не согласна.

Следовательно, если уж брать отечественную акварель для первых шагов, то предпочтение стоит отдавать вышеназванным маркам.

  • Если же ребенок уже достиг определенного уровня, при котором потребность в более серьезных средствах становится очевидной, стоит обратить внимание на продукцию бренда «Невская палитра» . Этот производитель известен в нашей стране уже несколько десятилетий и котируется профессионалами всех уровней. В частности, во времена, когда импортные товары были недоступны, именно «Невская палитра» была любимой акварелью советских акварелистов. Краски этого бренда продаются как наборами, так и поштучно – в отдельных кюветах, что позволяет оптимально организовать использование каждого оттенка.

  • Наборы под названием «Сонет » и «Белые ночи » считаются одинаково уместными как для профессиональных занятий живописью, так и для детского творчества, а вот «Ладога» находится уже на уровень выше, поскольку рассчитана на настоящих художников, а также на тех, кто серьезно хочет ими стать.

  • Если говорить о зарубежных конкурентах, то сегодня их продукция, к счастью, в достаточном объеме представлена и на отечественном рынке, а особенной популярностью и широтой ассортимента отличилась голландская компания Royal Talens , чья история насчитывает уже более ста лет. Среди товаров этого бренда стоит выделить три известных марки – Van Gogh в кюветах и тубах, Rembrandt (под этой маркой выпускается не только акварель, но и другие виды красок), а также жидкие акварельные краски Ecoline.

  • В Германии производители красок также не против принять на себя часть славы великих художников, причем, если голландцы хотя бы использовали имена голландских мастеров живописи, то немцы назвали свой бренд Da Vinci. Опять же, эта компания выпускает не только акварель, однако ее явным плюсом является то, что она сразу делит свою продукцию по возможному назначению, производя отдельно краски для новичков и для мастеров.
  • Из немецкой продукции нередко хвалят еще и Akademie Aquarell от бренда Schmincke, но в нашей стране ими не пользуются не только дети, но и преобладающее большинство профессионалов, ведь это премиальные краски стоимостью от 130 долларов за один кювет.

  • Французская живопись известна во всем мире, и, хотя здешние творцы шедевров больше известны живописью маслом, все же и в этой стране найдется бренд, выпускающий высококачественные краски на водной основе. Местный гигант Sennelier больше всего известен двумя акварельными наборами, один из которых Sennelier Artists включает в себя сразу 98 оттенков и вряд ли может быть подарен ребенку.
  • Зато другой, Raphael , уже не является несбыточной мечтой при все еще очень высоком качестве.

  • Хотя первый толчок к масштабной популяризации акварели был дан именно в Англии, английский флагман в данной отрасли - Winsor&Newton - известен в нашей стране намного меньше. При этом его традиции не могут не впечатлять – профессиональный химик и заядлый художник, чьи фамилии стали названием компании, объединили свои усилия для выпуска самых лучших красок почти два столетия назад!

Сегодня эта компания предлагает свою продукцию, разделенную на два основных класса: cotman – для решения относительно скромных задач и artist – для написания шедевров высочайшего уровня.

Цвета и текстура

При старательном выборе акварели важную роль играют даже такие показатели, как цвета и текстура смеси. Для любого новичка это понятие покажется простым – чем больше цветов, тем лучше, а текстура не так уж и важна, однако на самом деле все куда сложнее.

В частности, наличие большого количества цветов в наборе вроде бы можно считать плюсом, но на практике иногда эти цвета оказываются не очень качественными.

Следует понимать, что производители обычно активно используют физическое определение о том, что все цвета и оттенки на земле являются результатом смешения зеленого, красного и синего в определенных пропорциях. Собственно, большинство компаний использует пигменты только этих трех цветов, а все остальное, что есть в наборе это уже не чистый тон, а результат смешивания.

В принципе, профессиональные художники и сами нередко подбирают нужный оттенок именно путем смешивания имеющегося в наличии, а вовсе не путем отчаянных поисков по всем магазинам, однако открытым остается вопрос о качестве использованных пигментов и степени их перемешивания.

В случае использования ингредиентов низкого качества, а также при длительном хранении возрастает вероятность того, что смесь со временем расслоится, и вместо ожидаемого цвета получится набор изначальных тонов, распределенных неравномерно.

По этой причине при выборе стоит сравнить несколько наборов именно по качеству цветовой палитры. Здесь следует ориентироваться не на количество цветов в каждом из наборов, а на результаты сравнения двух одинаковых цветов из разных наборов. Чем однороднее тон, тем больше должно быть аргументов в пользу именно этого набора.

Кроме того, стоит с определенной опаской относиться к слишком уж сочным оттенкам акварели, поскольку не зря такие цвета называют «ядовитыми».

Безусловно, есть производители с мировым именем, которые умудряются добиваться таких результатов безо всяких нечистых уловок, однако в случае с дешевыми наборами чрезмерная яркость может прямо указывать на активное использование вредной химии, что в случае с детьми совершенно недопустимо.

Кроме того, очень важно следить за тем, чтобы краски разного цвета хорошо смешивались между собой. Только так палитру цветов даже из небольшого набора красок можно довести до бесконечности. На этот факт влияет такой показатель, как дисперсность, то есть степень измельчения пигмента: чем он мельче, тем лучше. Определить дисперсность на глаз вряд ли возможно, поэтому тут придется положиться разве что на опыт, а сравнивать проще всего по тому, как белая акварель разбавляет другие цвета.

При этом дисперсность влияет еще и на текстуру рисунка: при мелких частицах красящего вещества мазки получаются легкими, воздушными и прозрачными, характерными для акварельной живописи, тогда как при крупных частицах кисть оставляет густые, непрозрачные следы.

Как выбрать?

Если у каждого профессионального художника понятие об идеальной акварели может быть собственным, то самые лучшие детские краски для рисования определить можно по общим запросам, которые формулируются даже не столько детьми, сколько их родителями. Впрочем, даже родители не всегда имеют четкое представление о том, как же должен выглядеть хороший детский набор для рисования, так что и эта тема требует более детального изучения:

  • В частности, следует понимать, что даже производители маркируют свою продукцию как либо детскую, либо художественную. Для школы лучше покупать именно детские виды, даже несмотря на то, что по всем творческим показателям они существенно уступают своим художественным коллегам.
  • Зато у таких детских красок есть одно явное преимущество, которым не всегда обладает акварель для серьезных живописцев – работа с ними не требует каких-либо серьезных навыков по разведению водой. Достаточно просто открыть коробку, смочить кисточку в воде и приступать к рисованию.
  • Что же касается художественной акварели, то она рассчитана в большей степени на профессионалов, в крайнем случае – на детей, которые посещают художественную школу или хотя бы сами по себе проявляют большой интерес к рисованию и демонстрируют естественный талант.

  • Что касается весьма популярных медовых красок, рассчитанных на самых маленьких и все еще очень любопытных художников, то они и вовсе максимально ориентированы на экологическую чистоту своего состава. В качестве связующего вещества там используется декстрин (кукурузный клей), значительное количество веса в составе имеют также патока и сахар.

Многие производители позиционируют такой товар, как полностью безопасный для ребенка, но при этом в состав большинства рецептов входят консерванты, призванные сохранить в первозданном виде пищевые компоненты массы.

Многие покупатели красок для детей в процессе выбора ориентируются еще и на количество цветов, и тут также есть определенные правила. Например, детям до 5 лет в их первых упражнениях хватит даже примитивного набора из 6 цветов, ведь тонкости оттенков для большинства из них все еще чужды и главное для них в данный момент – намазать, да поярче.

На этом этапе развития самое главное – не добиться определенных явных успехов, а лишь заинтересовать ребенка процессом живописи, попытаться научить держать в руках кисть, да и просто показать сам принцип рисования ею.

В том числе из-за консервантов такую акварель тянуть в рот все же не стоит, так что родителям нужно быть начеку.

Приблизительно с возраста 6 лет ребенку можно покупать наборы по 12-18 цветов, поскольку теперь малыш хорошо воспринимает палитру цветов, способен запоминать большое количество оттенков и использовать их по своему назначению.

Для детей среднего школьного возраста и старше выбирать краски самостоятельно уже не стоит. Если они действительно занимаются рисованием серьезно, то должны лучше понимать, что им необходимо, да и определенные знания к этому моменту уже будут наработаны.

Выше уже было написано, что акварельные краски на сегодняшний день выпускаются в самых разнообразных формах, которые рассчитаны на разные методы использования. Учитывая специфику детского творчества, лучше всего отдавать предпочтение либо плиточной акварели, либо краскам в кюветах, потому что такая форма довольно компактна и позволяет носить набор всегда с собой.

При этом большое внимание родителей должна вызвать еще и коробка, если только они не горят желанием как можно быстрее перекрасить портфель малыша во все цвета радуги.

Желательно, чтобы упаковка была выполнена из водонепроницаемых материалов (например, из пластика) и обязательно плотно закрывалась, не допуская выливания содержимого наружу. Это особенно актуально в том случае, когда у ребенка нет палитры, то есть в 99% случаев. Малышу в этой ситуации не остается ничего другого, кроме как разбавлять акварель водой прямо в кюветах, после чего в них остается большое количество цветной жидкости, стремящейся запачкать все вокруг.

Для успешного и аккуратного рисования акварелью, вероятно, понадобятся не только сами краски, но и сопутствующие товары. В первую очередь, кисти – можно долго рассуждать о том, как правильно выбирается такой аксессуар, но вкратце обязательно нужно уточнить, что те образцы, что продаются в самых дешевых наборах вместе с красками, крайне мало подходят для рисования даже на самом примитивном уровне.

Для достижения более или менее приемлемых результатов ребенку понадобятся хотя бы три кисточки. Если же малыш занимается рисованием профессионально, есть смысл купить ему целый набор, а для того, чтобы он не пачкал ими внутренности своей сумки, стоит купить ему еще и специальный пенал для хранения кистей.

Можно, кстати, долго критиковать неправильно подобранные краски или даже малыша за то, что он так и не научился рисовать, а причиной неудач в итоге окажется неправильно подобранный холст. Сегодня огромное распространение в общеобразовательных школах получили типовые альбомы для рисования, которые, с одной стороны, теоретически подходят для живописи акварелью, с другой – соответствуют такой поставленной задаче не больше, нежели самые дешевые краски и бестолковая кисть из набора с ними.

Любой профессиональный художник подтвердит, что лучше всего для акварельной живописи подойдет слегка рифленая бумага средней толщины – достаточной для того, чтобы не промокать полностью при размачивании водой. Если бумага не соответствует последнему критерию, то уже как минимум одна из распространенных техник живописи акварелью останется недоступной для ребенка.

Проверить пригодность листа по этому параметру очень легко – достаточно оставить на нем очень влажный цветной мазок и посмотреть, проступит ли с обратной стороны краска. Если да, то следует более тщательно отнестись к выбору бумаги в дальнейшем.

Слово АКВАРЕЛЬ происходит от латинского слова agua (вода); итальянцы говорят aguarella , что означает: живопись водяными красками. А так же АКВАРЕЛЬЮ называют художественные краски, легко разводимые водой и картину, написанную такими красками.

Природа акварели – игра случайных или осознанно применяемых цветовых переходов. По мере овладения приемами акварели, живописец учится использовать все многообразные её возможности. Акварель бывает хороша, когда течет, меняется, играет цветом. Да и сам процесс живописи акварелью напоминает игру, импровизацию. Излишняя серьезность мешает акварели, засушивает её. Её больше подходит легкость, прозрачность, случайность в выборе цвета. В этой непредсказуемости одно из главных очарований этой техники.

Сколько красок должно быть в наборе?
В наборах может быть от 12 до 36 красок, однако далеко не все из них будут использованы. Большое количество красок в наборе иметь совершенно не обязательно, более того, это просто неудобно. Желательно перепробовать все возможные комбинации красок, чтобы знать, какие сочетания дают грязь, а какие - необычные цвета, отсутствующие в наборе.

Акварель (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua – вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко – шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. – размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, «чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В 15–17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. – пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова).

В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов – П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги).

В конце 19 – начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства»). В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, – представителей экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.

Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков – портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.

Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, , М. – Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.

This entry was posted on Wednesday, October 1st, 2008 at 22:06 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.