Храм бэла в древней пальмире. Джихадисты из иг взорвали еще один древний храм в пальмире

Пальмира, вероятно, один из самых известных городов древней Сирии. Поселение в Пальмирском (Тадморском) оазисе, окруженном на многие километры вокруг скалистой бесплодной пустыней, существовало еще в конце III тысячелетия до н. э.

Жизнь в оазисе Пальмиры была возможной благодаря наличию воды - нескольким источникам, один их которых, Эфка, в древности считался священным.Пальмира стояла на важном караванном пути из Междуречья к морскому побережью и благодаря этому быстро стала богатым торговым городом. Расцвет Пальмиры относится ко И-III веку нашей эры. А несколько столетий ранее, вероятно, в начале I века до н. э., в городе появилось святилище Бела (Баала) - местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса. В 272 году римский император Аврелиан, захвативший Пальмиру, полностью разрушил и разграбил город Постепенно его руины были занесены песком, и снова известно о Пальмире стало только в XVII столетии. Раскопки древнего города начались в 1920-х годах и продолжаются до сих пор. Комплекс руин Пальмиры внесен в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. Одним из самых выдающихся творений древних мастеров Пальмиры является храм Бела, главная святыня города. Сегодня он частично реставрирован. Его здание, как свидетельствует сохранившаяся на его руинах надпись, было воздвигнуто в 32 году нашей эры. Храм Бела является своеобразным гибридом восточной и античной архи-тектур: план здания выполнен в традициях храмов Ближнего Востока, а его фасады оформлены в духе античного зодчества, по образцу греческих и римских храмов. Храм Бела расположен в центре обширного открытого двора святилища.Святилище располагалось на высокой террасе площадью 305x210 метров и было окружено стенами из хорошо подогнанных каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн Кое-где фрагменты этих портиков уцелели и сохранились до наших дней. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами Через трое дверей можно было попасть внутрь двора По обе стороны от дверей располагаются пологие всходы, по которым во двор вводили жертвенных животных. В XII веке арабы, превратили святилище Бела в крепость, при этом устроив в пропилеях бастион. Для этих целей был использован материал святилища. В результате внутренние постройки святилища практически не сохранились, уцелели только фундаменты большого алтаря для жертвоприношений и бассейн для омовения предназначенных в жертву животных. Главный храм святилища Бела стоял на ступенчатом основании. Центральное помещение прямоугольной формы окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания колонны поставлены в два ряда Капители колонн портика были выполнены из позолоченной бронзы Во времена римского владычества они были сняты и увезены римским императором Аврелианом в качестве военного трофея Центральный вход в храм находился не с торцевой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны, как это предусматривалось архитектурными традициями Древнего Востока. Вход подчеркивается мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами. Некогда вход в храм был украшен резьбой в виде виноградной лозы - мотив, популярный в древней Пальмире.Высеченные из камня рельефы, судя по сохранившимся фрагментам, покрывали и фасады храма. Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин храма. Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами. Свет в него попадает через прямоугольные окна, расположенные почти под кровлей В центре обоих торцевых стен сохранились большие прямоугольные ниши, выполненные в виде порталов, в которых некогда стояли статуи богов, в северной стене - идолы Бела, Ярибола (бога Солнца) и Аглибола (бога Луны), а в южной - золотая статуя Бела, главная святыня храма, увезенная императором Аврелианом в Рим К ней вела широкая лестница, остатки которой видны и сегодня. Сейчас ниши пустуют, их украшает богатый резной орнамент, причем особенно пышная резьба покрывает потолки священных ниш. Некогда храм был покрыт плоской кровлей, но теперь от нее ничего не осталось. Сохранились только остатки угловых лестниц, по которым можно было забираться на крышу Храм Бела является одним из самых древних сооружений Пальмиры. И, хотя храм дошел до наших дней со значительными утратами, его монументальные руины продолжают производить неизгладимое впечатление.Ссылка на

Перенесемся теперь в соседнюю с Ливаном страну – Сирию, в самом сердце которой среди пустыни находится знаменитая Пальмира. Город, располагающийся в зеленом оазисе среди обширной пустыни в 240 километрах к северо-востоку от Дамаска и в 140 километрах к западу от Евфрата. Здесь находится огромный археологический парк, занимающий площадь в шесть квадратных километров.

Иосиф Флавий и Ветхий Завет (2 Цар., гл. 9; 2Пар., гл. 8) утверждают, что этот город, носивший в древности название Тадмор (в Библии – Фадмор) построил царь Соломон в Х веке до нашей эры в качестве передового оплота против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся аж до берегов Евфрата.

Доисламский поэт аль-Набиха в поэме «Аль-Далейя» вспоминает арабскую легенду о том, как джинн построил Пальмиру для царя Соломона: «Бог приказал Соломону: Встань и иди к людям, помоги им освободиться от ошибок, дай знать джинну, что я дал ему право построить прекрасные каменные здания и колонны Тадмора».

Однако упоминания о городе встречаются на ассирийской табличке как минимум на сто лет ранее Соломона. Текст таблички сообщает, что ассирийский царь Тиглатпаласар I шел походом на Тадмор (Пальмиру), чтобы бороться с арамейцами. Но есть и еще более раннее упоминание этого же города на табличке начала II тысячелетия до нашей эры из архива древнего города-государства Мари. Раскопки же современных археологов показали, что местный оазис был обитаем аж с десятого тысячелетия до нашей эры. Так что Соломон, скорее всего, вовсе не строил, а лишь укрепил этот город, к чему склоняются большей частью современные исследователи…

Рис. 78. Руины древней Пальмиры

Основная масса сохранившихся сооружений относится ко времени первых веков уже нашей эры. В том числе и к периоду знаменитой воительницы Зенобии, которая сумела составить достойную конкуренцию Римской империи в III веке нашей эры и даже на короткий период сумела завоевать Египет (после чего была разбита римскими войсками и захвачена в плен). Все эти постройки абсолютно типичны для периода античности и в данном случае для нас интереса не представляют…

Самым древним сооружением Пальмиры считается храм Бэла (Баала), располагающийся в восточной части археологического парка. По его датировке источники также очень сильно разнятся.

Так одни авторы пишут, что здание храма было «воздвигнуто при императоре Тиберии и освящено в 32 году нашей эры». Другие упоминают тот же 32-й год, но уже до нашей эры и применительно не к храму, а к древнейшей сохранившейся надписи. Третьи указывают в качестве времени строительства IV век до нашей эры. Но реального фактологического подкрепления ни одна из этих дат – в качестве времени строительства храма – не имеет. Поэтому возраст пальмирского храма Баала может быть и существенно старше.

Рис. 79. Макет комплекса храма Баала в Пальмире

Храм Баала расположен в центре обширного открытого двора святилища. Святилище располагалось на высокой террасе площадью в шестьдесят четыре тысячи квадратных метров, окруженной стенами из каменных блоков. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны находились главные ворота, украшенные скульптурами и пропилеями.

Считается, что комплекс представляет из себя своеобразный гибрид восточной и античной архитектур: планировка выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады – по образцу греческих и римских храмов.

Сам храм располагается на ступенчатом основании. Центральное помещение прямоугольной формы было окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания – в два ряда. Центральный вход в храм находился не с торцевой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны. Вход выделен мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами.

Внутреннее пространство главного храма представляет собой большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами. Свет в него проникает через расположенные почти под самой кровлей прямоугольные окна. В центре торцевых стен сохранились огромные ниши, в которых когда-то находились статуи богов (в античном мире статуи богов помещались не в ниши, а на специальные пьедесталы). Считается, что раньше храм был покрыт плоской кровлей, но к настоящему времени от нее ничего не осталось, сохранились лишь остатки угловых лестниц ведущих на крышу.

Рис. 80. Храм Баала в Пальмире

На первый взгляд почти все вроде бы соответствует версии историков, относящих храм к античному периоду – пусть и к его началу. Поражает, конечно, объем выполненных работ и очень тщательная подгонка блоков. Но для античного периода и это – далеко не редкость.

Однако остается целый ряд странных деталей…

Достопримечательность

Храм Бэла в Пальмире

Страна Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Местоположение Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Конфессия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Епархия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Архитектурный стиль Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Статус Герб России Объект культурного наследия РФ Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.
Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Храм Баала в Пальмире - храм, посвящённый местному верховному богу Баалу , входил в состав комплекса руин древнего сирийского города Пальмиры , являлся главной святыней города. Храм представлял из себя своеобразный гибрид восточной и античный архитектур: планировка была выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады - по образцу греческих и римских храмов. Построен в 32 году нашей эры (одно из самых древних сооружений города).

30 августа 2015 боевики радикальной террористической группировки Исламское государство произвели взрыв на территории Храма, разрушив его центральное строение практически полностью .

Экстерьер

Храм Баала был расположен в центре обширного открытого двора святилища. Святилище располагалось на высокой террасе площадью 64 050 м² , окруженной стенами из каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны находились главные ворота, украшенные скульптурами и пропилеями.

Главный храм святилища Баала

Располагался на ступенчатом основании, центральное помещение прямоугольной формы было окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания - в два ряда. Центральный вход в храм находился не с торцовой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны. Вход выделен мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами.

Интерьер

Внутреннее пространство главного храма представляло собой большой зал, не разделённый никакими колоннадами или стенами. Свет в него проникал через расположенные почти под самой кровлей прямоугольные окна. В центре торцовых стен сохранялись огромные ниши, в которых когда-то находились статуи богов. Раньше храм был покрыт плоской кровлей, но к моменту окончательного разрушения от неё ничего не осталось, сохранялись лишь остатки ведущих на крышу угловых лестниц.

Галерея

    Bassel-bel-3.jpg

    Реконструкция храма

    The Temple of Bel, Syria 02AM2807.jpg

    The Temple of Bel, Syria 02AM2814.jpg

    The Temple of Bel, Syria 02AM2822.jpg

    The Temple of Bel, Syria 02AM2836.jpg

    The Temple of Bel, Syria 02AM2828.jpg

    The Temple of Bel, Syria 02AM2850.jpg

  • Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
    Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
    Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
    Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.
    Но Магдалина знала – этого не случится. Она знала, этот вечер станет для них последним.
    Сердце рвалось на части, слыша его ровное дыхание, чувствуя тепло его рук, видя его сосредоточенное лицо, не омрачённое ни малейшим сомнением. Он был уверен в своей правоте. И она ничего не могла поделать, как бы сильно его ни любила, как бы яростно ни пыталась его убедить, что те, за кого он шёл на верную смерть, были его недостойны.
    – Обещай мне, светлая моя, если они всё же меня уничтожат, ты пойдёшь Домой, – вдруг очень настойчиво потребовал Радомир. – Там ты будешь в безопасности. Там ты сможешь учить. Рыцари Храма пойдут с тобой, они поклялись мне. Ты увезёшь с собою Весту, вы будете вместе. И я буду приходить к вам, ты знаешь это. Знаешь ведь?
    И тут Магдалину, наконец, прорвало... Она не могла выдержать более... Да, она была сильнейшим Магом. Но в этот страшный момент она являлась всего лишь хрупкой, любящей женщиной, теряющей самого дорогого на свете человека...

Древнюю Пальмиру основал хурритский правитель Тукриша. В своё время она была одним из самых значимых городов Сирийской пустыни и размещалась в прекрасном оазисе между сирийской и самой крупной рекой Западной Азии — Евфратом. «Сладкая вода» Евфрата, так переводится название реки с арамейского языка, породила немало древнейших цивилизаций.

Через Пальмиру пролегал путь многих караванов, проходивших через Сирийскую пустыню. Благодаря своему удачному расположению, город процветал, постоянно расширялся и получил почётное звание «невесты пустыни». Самыми известными сооружениями Пальмиры были храмы Бэла и Баалшамина.

Храм Бэла в Пальмире

Храм был посвящён верховному финикийскому божеству Баалу, которому поклонялись западные семиты. В их пантеоне Баалшамин был хозяином небес и повелевал бурями и дождями, благодаря которым иссохшие от палящего солнца земли становились плодородными. Название храма Баалшамин в переводе с арамейского языка означает «Бог Небесный»

Баалшамин считался воплощением верховного бога Бэла. Поэтому в отличие от храма последнего, он имел гораздо меньшие размеры и размещался вдали от центральной Колонной дороги. Несмотря на такую незначительную разницу, оба храма были выстроены в едином античном стиле, имели отделку в виде национального сирийского орнамента и прославляли финикийских богов.

Всё здание снаружи имело строгое оформление, выделялся лишь центральный фасад с глубоким шестиколонным портиком и порталом, который имел богатый орнамент. Пилястры украшали боковые стены храма. Несмотря на свои небольшие размеры, храм имел внушительный вид. Перед входом в здание был расположен более древний по срокам строительства алтарь, на котором можно было прочесть посвятительные надписи. Они были написаны на арамейском и греческом языках.

В V веке нашей эры после повсеместного распространения христианства оба храма стали христианскими церквями.

Храм Баалшамина — святилище властителя неба

Баалшамин был финикийским божеством, который оспаривал свою значимость у Бэла. Также как и Бэл, он сформировал свою триаду, разделяя храм с богами Аглибол и Малакбел, и приравнивался к греческому Зевсу. Он описывался как властелин неба и изображался в виде большого орла, чьи крылья простирались до солнца, луны и звёзд. Его символами были молнии и колос.

Баалшамин был особо почитаем в Пальмире, ведь только от него, по мнению жителей города, зависело, пройдёт ли благодатный дождь над пустынной местностью. А вода в здесь, как известно, — это всё.

XXI век: гибель храмов древней Пальмиры

23 августа 2015 года боевики террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) уничтожили храм Баалшамина — здание, начало строительства которого датируется 17 годом нашей эры. По словам Маамуна Абдулкарима, главы сирийского государственного департамента древностей, террористы начинили огромным количеством взрывчатки храм, а затем взорвали его, нанеся непоправимый ущерб древнейшему из символов Пальмиры.

В результате варварских действий внутренняя часть храма была полностью уничтожена, а наружные колонны значительно пострадали. Видео и фото храма Баалшамина, безжалостно разрушенного невежественными террористами, вызвало негодование всего просвещённого мирового сообщества.

Прекрасные шедевры античной архитектуры, простоявшие почти 2 тысячелетия под жарким солнцем Ближнего Востока, были уничтожены за считанные минуты.

В марте 2017 года Пальмира была освобождена от террористов ИГИЛ. Властями Сирии запланирована реставрация разрушенных памятников и храма Баалшамина, а затем и полное восстановление храма Бэла. На их воссоздание понадобится немало времени и средств, и возможно, только спустя несколько десятилетий, мы сможем снова увидеть великолепные шедевры античного зодчества.

Менеджер по продажам туров

Агентство «Амалдан тур»

7 495 642-41-02

Заказать звонок Оставить заявку

Храм Бэла в Пальмире - храм посвященный местному верховному богу Бэлу, входит в состав комплекса руин древнего сирийского города Тадмор.

Являлся главной святыней города. На сегодняшний день частично реставрирован. Храм Бэла расположен в центре обширного открытого двора святилища. Святилище располагалось на высокой террасе площадью 64050 м ², окруженной стенами из каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны находились главные ворота, украшенные скульптурами и пропилеями.

Храм представляет собой своеобразный гибрид восточной и античный архитектур: планировка выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады - по образцу греческих и римских храмов. Построен в 32 году нашей эры и является одним из самых древних сооружений города. Главный храм святилища Бэла располагался на ступенчатом основании, центральное помещение прямоугольной формы было окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания - в два ряда.

Три двери вели в огромный, почти двухсотметровый в поперечнике двор, огражденный высокой стеной, сложенной из хорошо подогнанных каменных блоков и прорезанной небольшими оконными проемами. Внутри вдоль стен тянулись двойные ряды крытых колоннад-галерей. Гладкие двадцатиметровой высоты колонны венчались ныне не сохранившимися бронзовыми капителями коринфского ордера. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами. В XII веке арабы превратили святилище Бела в крепость, использовав для этих целей материал внутренних построек храма. В результате до наших дней уцелели лишь остатки большого алтаря для жертвоприношений и бассейн для омовения предназначенных в жертву животных.

Вход в храм находился не с торцевой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны, как это предусматривалось архитектурными традициями Древнего Востока. Этот вход подчеркнут мощными пилонами, покрытыми барельефами, демонстрирующими великолепную работу древних каменотесов. На одном из барельефов изображена жертвенная процессия – за вереницей верблюдов шествуют женщины, закрытые покрывалами. Эта деталь особенно примечательна, потому что манера декоративного расположения складок одежды удивительно напоминает современную моду, а также и потому, что это изображение доказывает, что местные женщины носили чадру еще в доисламский период.

Высеченные из камня рельефы, судя по сохранившимся фрагментам, покрывали и фасады храма. Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин. Вход выделен мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами.

Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами. Свет в него попадает через прямоугольные окна, расположенные почти под кровлей. В центре обоих торцевых стен сохранились большие прямоугольные ниши, в которых некогда стояли статуи божеств: с северной стороны – идолы Бела, Ярибола (бога Солнца) и Аглибола (бога Луны), а с южной – золотая статуя Бела, главная святыня храма, увезенная императором Аврелианом в Рим. К ней вела широкая лестница, остатки которой видны и сегодня. Сейчас ниши пустуют; их украшает богатый резной орнамент, причем особенно пышная резьба покрывает потолки священных ниш. Некогда храм был перекрыт плоской кровлей, но теперь от нее ничего не осталось. Сохранились только остатки угловых лестниц, по которым можно было забираться на крышу.