Презентация к уроку чтения пришвин моя родина. М.А

МОУ Архангельская СОШ

Открытый у рок чтения в 3-м классе

М.М. Пришвин «Моя Родина»

Подготовила: учитель начальной школы Мартемьянова Е.И .

Цели урока:

    Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.

    Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения.

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.

    Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе.

Использованные материалы и оборудование:

Оборудование: учебник «Родная речь» 3 класс ч.2 УМК «Школа России», авт. Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий; берёзки – шаблоны, выставка книг М.М.Пришвина, Конституция РФ, мульти — медиа для презентации.

ХОД УРОКА

    Оргмомент. Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня почти в полном составе, ребята выздоровели – это очень хорошо!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он гостей собрал известных.

Повернитесь к ним скорей,

И учтиво им скажите «Добрый день!».

Психологический настрой

Итак, начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?

Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (слайд 2)

    Кто много читает…

    Чтение – лучшее…

Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (слайд 3)

Прочитайте вывод: «Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».


2 . Актуализация знаний

— Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку. но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.

Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)

Целеполагание:

— Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

-– узнать новое о писателе, чье произведение будем читать

— определить жанр этого произведения.

Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку: (слайд)

« У неё для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты:
Леса, поля, моря и реки».

-Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постар аемся узнать – что значит Родина для нас. В этом мне помогут мои «помощники», о которых я скажу немного попозже и вот эти берёзки — шаблоны, которые лежат у вас на партах. За каждый правильный ответ, вы будете класть перед собой одну берёзку, и по количеству этих деревьев каждый получит оценку в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза- это символ России).

3. Введение в тему урока

— В начале урока я вам сказала о помощниках.

1 -й «Помощник» Песня «С чего начинается Родина?» звучит песня «С чего начинается Родина» .

-Ребята, послушайте отрывок песни и скажите, что вы увидели в своем воображении

-Продолжите фразу: Родина – это…

Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов).

3.1 . Речевая разминка

Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о Родине. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
— А теперь давайте прочитаем пословицы с доски. Слайд.

2-й «Помощник»- пословицы и поговорки.

« На чужой стороне и весна не красна».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Расставляем интонацию стрелочками. Читаем хором, затем по — одному

« Веселое, приветное гореть не устает

Большое солнце светлое над Родиной встаёт». Расставляем интонацию стрелочками. (Читаем выборочно). Объяснение общей интонации.

(Весёлое, задорное.)


3 -й «Помощник».Писатель М.М.Пришвин.

3.2 . Рассказ о писателе.

-Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Давайте вместе прочитаем фамилию и имя этого человека.

    Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.

    Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше узнаете автора и его замыслы, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы

— Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

    — Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы

-Где побывал Пришвин М.?

Текст для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

— Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой)

М.М.Пришвин не только детский писатель, свои книги он писал для всех. Но писал только то, что сам видел и пережил сам.

К. Паустовский сказал о нем такие слова… «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю … »

Очень трепетно, нежно, с любовью относился Пришвин к России — своей Родине. Своё отношение он отразил в книгах. (Представляю выставку книг писателя.) . Я думаю, что эта выставка подтолкнет вас сходить в библиотеку и взять книгу Пришвина сегодня.

4 помощник — текст.

4. Знакомство с произведением.
— Прежде чем мы начнём читать текст «Моя Родина», обратите внимание, что он начинает большой раздел «Люби живое».
— Как вы понимаете эти слова?

— Как соотнести их со словом Родина?

— Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь?

— Что такое воспоминание?

4.1 Первичное чтение.

( Слайд. Словарная работа. На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить).

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

    Словарная работа

Читай плавно, по слогам, затем — целыми словами.

Со-кро-ви-ща- сокровища

Кла-до-ва-я- кладовая

Встре-чал-ся- встречался

Про-буж-да-ет-ся- пробуждается

Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.

* Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.

* Работа с текстом

-Вы, наверное, заметили, что здесь автор обращается к вам. К чему он призывает?

-Какова основная мысль рассказа?

-В каком предложении она заключена?

Как вы понимаете эти слова?

-Правильно ребята. И это не просто слова. Это наша с вами прямая обязанность. (Слайд) Об этом гласит самый главный документ – Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).

*Словарная работа (подбор синонимов)

— В рассказе М.Пришвина встретятся слова, значение которых нам надо уточнить.

-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь такие слова «Мы хозяева нашей Родины»?

— Как вы их понимаете?

    Свободные высказывания учащихся.

    Фикультминутка для глаз.

*Проверка первичного восприятия текста.

    Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами -повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.

    Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».

г) Повторное чтение и озаглавливание частей.

Читаем до слов «..не мог проспать восход солнца»

С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).

— Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?


Чем угощала мать будущего писателя? (Мать угостила меня чаем с молоком).

-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
(Научился вставать рано, до солнца.)

-Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».

Читаем до слов «..прибыло жизни и счастья»


-Всегда ли Пришвин жил в деревне?
— В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
(
«Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

весь животный и растительный мир пробуждается и тоже

начинает по-своему работать.)
-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
(Он очень любил природу).

-Какое значение он придаёт раннему подъёму? Прочитайте строчки («Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»).


-Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца».

Читаем до слов «…в своей жизни с этим не встречался»

-Куда уходил Пришвин после чаю? («После чаю я уходил на охоту»).

-В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»)
-Что это за находки? («Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».)
-Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».

Прочитаем последнюю часть.
-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину».)
Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

Как можно озаглавить часть?

4. Обращение к молодым друзьям.

-К кому же обращается писатель? Кто это «молодые друзья»
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)
-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).
-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)
-К чему призывает Пришвин?
(Пришвин призывает охранять Родину).
— Известный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицал « Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения, без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Это золотые слова. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете и единственной Земле-Матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и прекрасной от золотых лучей солнца.

-И я хочу пригласить сюда Катю Безобразову. Она прочитает стихотворение «Берегите Землю».

Берегите Землю!

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, деревьев и болот.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги.

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек,

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус, шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы:

«Не солгу, я сберегу вас, сберегу

Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? («Охранять природу – значит охранять Родину»).

— Посмотрите, ребята, к каким последствиям могут привести неразумные действия людей…


Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

А как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Многие из нас родились в Нижегородской области. Наша Нижегородская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.
– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края.
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)

— В словаре Ожегова Родина – это… (чтение определения)

А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.

(Природа на латинском языке – натура).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.

*Интонационная работа над последним абзацем.

В ыразительное чтение

— Какие слова мы должны выделить голосом при чтении?

Со слов « Мои молодые друзья!…» отработка навыка чтения

5. Подведение итогов.

Добились мы выполнения задач поставленных в начале урока?(да).

6. Рефлексия по группам.

— Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

— Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

— Мы узнали, что Пришвин М.называл свои произведения очерками.

7. Оценка за урок . Вы, наверное, уже посчитали сколько правильных ответов дали на уроке?

8. Домашнее задание.

На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.

По страницам произведений…

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,

что он проник в ее тайную жизнь

и воспел ее красоту, то, прежде всего,

эта благодарность выпала бы на долю

писателя М. М. Пришвина.

К.Г.Паустовский.

Викторина «Тропами М. Пришвина»

Налево пойдешь –

в «Аленушкины сказки»

Мамина-Сибиряка попадешь.

Направо пойдешь –

«Алые паруса» А. Грина найдешь.

Прямо пойдешь –

любовь к природе обретешь,

тайны птиц и зверей познаешь,

с друзьями леса познакомишься,

в чудесной стране М. Пришвина окажешься

Правильно! Мы с вами пойдем прямо: тропами доброго волшебника, знатока природы, удивительного писателя М.М.Пришвина

Назовите произведение, которое не принадлежит перу М.Пришвина
  • Лисичкин хлеб
  • Заячьи лапы
  • Барсучьи норы
  • Золотой луг
  • И вот начинают шептаться между собой деревья. Если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат
  • Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов
  • У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи
  • Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото
  • Золотой луг
  • Кладовая солнца
  • Разговор деревьев
  • Этажи леса

Из каких произведений эти строки?

Подскажи словечко (из каких рассказов эти фразы)

Визгу много, … мало

… хочешь, дурашка?

А первого утенка, проложившего путь для других, назвали…

Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни … вечные

Дедушкины валенки

Изобретатель

В каком произведении действующее лицо…? Расскажите о них

Настя и Митраша

Пиковая Дама

«Пиковая Дама»

«Дедушкин валенок»

«Кладовая

Дед Михей

В каком произведении М.Пришвин написал, что люди -“хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”. Узнай героя по его репликам

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей.

Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери.

Зачем тебе полотенце?

Пока я жив, сказать не могу, вы сами ищите

Давай-ка вместе полоть огурцы

Путешествуем вместе с героями

Какие деревья селятся

в приболотице?А какие -

на сухих островах

в болотном «море»

Какие ягоды и цветы

вырастают на лесной просеке?

Как возникает болото?

Правда ли, что

болото - кладовая солнца?

Какие звери и птицы

сопровождают героев?

Какие изобразительные средства использует автор?
  • Настя была, как золотая курочка.
  • Большая забота о живых существах.
  • Деревья разных пород боролись между собой
  • Палестинка, красная, как кровь.
  • Злой ветер.
  • Деревья жалобно стонали.
  • Могучие стволы сосен стали, как зажжённые свечи в храме.
По словам отца Митраши, в лесу самый надежный помощник – это… ружье компас компот борщ Полминутки для шутки Елань (топкое место на болоте)называлась Слепой так как 1. Попадешь туда -ослепнешь 2. Здесь росли цветы Куриная слепота 3. По виду ее было невозможно узнать 4. Здесь жили кроты Полминутки для шутки Подпиши картинки

С природою одною он дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье.

Е.Баратынский

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ

с.Большой Куганак

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

М.А.Пришвин «Моя Родина» стр.58. Рубцова М.В. 3 кл. Чтение« школа России 2 часть»

фотоглаз Солнце Молоко Восход Счастье Охота Друзья Птицы Воздух родина

Скороговорка У нас на дворе – подворье п огода размокропогодилась.

МихаилМихайловичПришвинрусскийсоветскийписательавтор п роизведенийоприродеохотничьихрассказовипроизведений д лядетейродился23января1873годаворловскойгуберниивсемье б ылопятеродетейв1883годупоступилвгимназиюуспехамивучёбе н еблисталдажеоставалсянавторойгодибылотчислензадерзость учителюзаканчивалучёбувучилищевгородеТюмени егопервыйнапечатанныйрассказназывалсясашок

1 . О ком вы здесь прочитали? 2 . Когда и где он родился? Михаил Михайлович Пришвин 23 января 1873г в Орловской губернии 3. Сколько детей было в их семье? 5 детей 4. Как М.Пришвин учился? Успехами не блистал, оставался на второй год, б ыл отчислен за дерзость. 5. В каком городе заканчивал учёбу? В городе - Тюмень. 6. Как назывался его первый напечатанный рассказ? « Сашок»

М.М.Пришвин «Моя Родина» Стр.58

Аудиослежение Кладовая - Помещение для хранения товаров, п рипасов, материалов. 2.Место, где сосредоточены какие – нибудь п риродные ценности –лесные кладовые грибов, о рехов, ягод.

Работаем с текстом: Скороговоркой - по15сек -3 раза –стр.58. Чтение в паре «Догонялки». Чтение «вверх ногами». Тоже самое - обычное комфортное чтение. Чтение « Огонь» Последний абзац наизусть – за 1 минуту. 192 слова - «про себя» – за 1 минуту.

Молодцы! 5

Домашнее задание: Стр 58 -59 читаем «по решётке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай!

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели: 1. Расширить представления детей о родном крае, учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Открытый у рок чтения в 3-м классе

М.М. Пришвин "Моя Родина"

Подготовила: учитель начальной школы Мартемьянова Е.И .

Цели урока:

    Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.

    Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения.

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.

    Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе.

Использованные материалы и оборудование:

Оборудование: учебник «Родная речь» 3 класс ч.2 УМК «Школа России», авт. Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий; берёзки – шаблоны, выставка книг М.М.Пришвина, Конституция РФ, мульти - медиа для презентации.

ХОД УРОКА

    Оргмомент. Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня почти в полном составе, ребята выздоровели – это очень хорошо!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он гостей собрал известных.

Повернитесь к ним скорей,

И учтиво им скажите "Добрый день!".

Психологический настрой

- Итак, начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?

Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (слайд 2)

    Кто много читает…

    Чтение – лучшее…

Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (слайд 3)

Прочитайте вывод: «Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».


2 . Актуализация знаний

- Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку. но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.

Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)

Целеполагание:

- Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

-– узнать новое о писателе, чье произведение будем читать

- определить жанр этого произведения.

- Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку: (слайд)

« У неё для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты:
Леса, поля, моря и реки».

-Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постар аемся узнать – что значит Родина для нас. В этом мне помогут мои «помощники», о которых я скажу немного попозже и вот эти берёзки - шаблоны, которые лежат у вас на партах. За каждый правильный ответ, вы будете класть перед собой одну берёзку, и по количеству этих деревьев каждый получит оценку в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза- это символ России).

3. Введение в тему урока

- В начале урока я вам сказала о помощниках.

1 -й «Помощник» Песня «С чего начинается Родина?» звучит песня «С чего начинается Родина» .

-Ребята, послушайте отрывок песни и скажите, что вы увидели в своем воображении

-Продолжите фразу: Родина – это…

Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов).

3.1 . Речевая разминка

- Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о Родине. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
- А теперь давайте прочитаем пословицы с доски. Слайд.

2-й «Помощник»- пословицы и поговорки.

« На чужой стороне и весна не красна».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Расставляем интонацию стрелочками. Читаем хором, затем по - одному

« Веселое, приветное гореть не устает

Большое солнце светлое над Родиной встаёт». Расставляем интонацию стрелочками. (Читаем выборочно). Объяснение общей интонации.

(Весёлое, задорное.)


3 -й «Помощник».Писатель М.М.Пришвин.

3.2 . Рассказ о писателе.

-Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Давайте вместе прочитаем фамилию и имя этого человека.

    Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.

    Знакомство с биографией писателя.

- Вы лучше узнаете автора и его замыслы, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы


Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:


Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

    Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

-Где побывал Пришвин М.?

Текст для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.
- Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой)

- М.М.Пришвин не только детский писатель, свои книги он писал для всех. Но писал только то, что сам видел и пережил сам.

К. Паустовский сказал о нем такие слова… «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю … »

Очень трепетно, нежно, с любовью относился Пришвин к России - своей Родине. Своё отношение он отразил в книгах. (Представляю выставку книг писателя.) . Я думаю, что эта выставка подтолкнет вас сходить в библиотеку и взять книгу Пришвина сегодня.

4 помощник - текст.

4. Знакомство с произведением.
- Прежде чем мы начнём читать текст «Моя Родина», обратите внимание, что он начинает большой раздел «Люби живое».
- Как вы понимаете эти слова?

- Как соотнести их со словом Родина?

- Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Что такое воспоминание?

4.1 Первичное чтение.

( Слайд. Словарная работа. На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить).

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

    Словарная работа

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

Со-кро-ви-ща- сокровища

Кла-до-ва-я- кладовая

Встре-чал-ся- встречался

Про-буж-да-ет-ся- пробуждается

Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.

* Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.

* Работа с текстом

-Вы, наверное, заметили, что здесь автор обращается к вам. К чему он призывает?

-Какова основная мысль рассказа?

-В каком предложении она заключена?

- Как вы понимаете эти слова?

-Правильно ребята. И это не просто слова. Это наша с вами прямая обязанность. (Слайд) Об этом гласит самый главный документ – Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).

*Словарная работа (подбор синонимов)

- В рассказе М.Пришвина встретятся слова, значение которых нам надо уточнить.

-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь такие слова «Мы хозяева нашей Родины»?

- Как вы их понимаете?

    Свободные высказывания учащихся.

    Фикультминутка для глаз.

*Проверка первичного восприятия текста.

    Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами -повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.

    Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».


г) Повторное чтение и озаглавливание частей. Читаем до слов «..не мог проспать восход солнца» - С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).
- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
-
Чем угощала мать будущего писателя? (Мать угостила меня чаем с молоком). -Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
(Научился вставать рано, до солнца.)
-Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».

Читаем до слов «..прибыло жизни и счастья»
-Всегда ли Пришвин жил в деревне?
- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.
Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
(
«Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

весь животный и растительный мир пробуждается и тоже

начинает по-своему работать.)
-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
(Он очень любил природу).

-Какое значение он придаёт раннему подъёму? Прочитайте строчки («Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»).


-Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца».
Читаем до слов «…в своей жизни с этим не встречался» -Куда уходил Пришвин после чаю? («После чаю я уходил на охоту»). -В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»)
-Что это за находки? («Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».)
-Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».

Прочитаем последнюю часть.
-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину».)
Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

- Как можно озаглавить часть?

4. Обращение к молодым друзьям.


-К кому же обращается писатель? Кто это «молодые друзья»
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)
-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).
-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)
-К чему призывает Пришвин?
(Пришвин призывает охранять Родину).
- Известный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицал « Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения, без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Это золотые слова. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете и единственной Земле-Матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и прекрасной от золотых лучей солнца.

-И я хочу пригласить сюда Катю Безобразову. Она прочитает стихотворение «Берегите Землю».

Берегите Землю!

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, деревьев и болот.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги.

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек,

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус, шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы:

«Не солгу, я сберегу вас, сберегу


- Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? («Охранять природу – значит охранять Родину»). - Посмотрите, ребята, к каким последствиям могут привести неразумные действия людей…
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
А как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Многие из нас родились в Нижегородской области. Наша Нижегородская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.
– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края.
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)

- В словаре Ожегова Родина – это… (чтение определения)

А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.

(Природа на латинском языке – натура).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.

*Интонационная работа над последним абзацем.

В ыразительное чтение

- Какие слова мы должны выделить голосом при чтении?

Со слов « Мои молодые друзья!…» отработка навыка чтения

5. Подведение итогов.

Добились мы выполнения задач поставленных в начале урока?(да).

6. Рефлексия по группам.

- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы узнали, что Пришвин М.называл свои произведения очерками.


7. Оценка за урок . Вы, наверное, уже посчитали сколько правильных ответов дали на уроке?

8. Домашнее задание.

На «3» Читать выразительно.
На «4» Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.
На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.

В данной презентации перечислены вопросы к рассказам "Ёж", "Золотой луг", "Разговор птиц и зверей", "Лисичкин хлеб". Также даны ответы, дополненные иллюстрациями. Материал будет интересен как на уроках-закреплении, так и для внеклассного мероприятия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"?

Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика

2.Почему луг называли "Золотым"?

Он был золотым от множества одуванчиков

3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?

К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой

4.Почему для детей одуванчики стали интересными?

Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми

5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе " Лисичкин хлеб"?

Добыча - тетерев

ягода костяника

ягода черника

я года брусника

а роматный кусочек сосновой смолы

трава кукушкины слёзки

валерьяна

заячья капуста

кусочек чёрного хлеба

6.Как деревья сами смолкой лечатся?

Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку, отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет

7.Как в сумке оказался черный хлеб?

Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно

8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?

Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего

9.Где произошла встреча с ежом в рассказе "Ёж"?

На берегу ручья под кустом

10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?

Свернулся и затукал «тук-тук-тук», страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою

11. Что сделал в ответ герой?

Спихнул ежа в ручей

12.Как ежик оказался у героя дома?

Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой

13.Где в доме ежик затихал?

Под кроватью

14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?

Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате

15.Зачем ежу была нужна газета?

Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо

16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик?

17.Чем угощал ежика человек?

Молочком и булочкой

18.Какая охота считается занятной?

Охота на лисиц с флагами

19.Чего боится лиса на охоте больше всего?

ц ветных флагов и запах кумача

2 0.Как разговаривают звери и птицы?

Звери носом читают следы и слушают крики птиц

Спасибо за внимание!