Зефирный эксперимент над детьми. Современные дети, самоконтроль и зефирный тест Сила отсроченного вознаграждения

Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».

В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю - например, могут спокойно подождать обещанного.

Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов» (Marshmellow Test).

Один зефир сейчас или два, но позже?

Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном - просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.

Как вели себя дети?

Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты. По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя - они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его. Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.

Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.

Интерпретация результатов эксперимента и последующих многолетних наблюдений до сих пор вызывает дискуссии в психологическом сообществе. Условия эксперимента построены таким образом, что задействованы оказываются не только механизмы самоконтроля, но и такие механизмы, как доверие авторитету (а вдруг экспериментатор не вернётся через 15 минут?) или способность подчиняться указаниям (а что будет, если я не послушаюсь?). Наверняка какая-то часть детей, участвующих в тесте, съела зефир не только потому, что не могли себя сдержать, но и по другим причинам.

Летом 2017 года современные психологи во главе с Беттиной Ламм повторили Стэнфордский «зефирный тест». Впервые в этом каноничном эксперименте приняли участие дети, выросшие не в западной культуре - четырёхлетки из этнической группы нсо народа тикар, Камерун.

Исследователи решили изучить, насколько социокультурные аспекты влияют на прохождение «зефирного теста». Может ли быть, что дети, выросшие в западной культуре, ведут себя иначе, чем дети из традиционных культур?

В эксперименте принимали участие две группы детей: одна - дети из Германии, растущие в семьях среднего класса, другая - дети, растущие в сельской африканской местности, в домах из глины, без водопровода и электричества.

Камерунским детям, конечно, предлагали не зефир (они даже не знают, что это такое), а местную мучную сладость «пафф-пафф».

Угадайте, какие дети справились с ожиданием лучше - немецкие или камерунские?

Африканские дети однозначно уделали западных: дождаться окончания срока ожидания смогли 30% немецких детей и 70% камерунских. Кроме того, немецкие дети проявляли гораздо больше эмоций при ожидании - они плакали от бессилия, ёрзали, хмурились, сучили ногами и явно нервничали.

Беттина Ламм

психолог-исследователь

Они действительно боролись со временем - играли с пальцами, говорили сами с собой, пытались всячески себя отвлекать от ожидания. Камерунские дети просто сидели и ждали. 10% из них даже заснули.

Исследователи честно признаются, что явных причин такому медитативному поведению маленьких африканских детей они не нашли. Но одна из возможных гипотез состоит в стиле родительского поведения.

Камерунские дети очень рано учатся контролировать свои негативные эмоции во-многом благодаря тому, что с первых месяцев жизни у них не возникает необходимости их выражать. Камерунские мамы кормят младенцев даже не по первому требованию, а совсем без требования - ещё до того, как ребёнок попросит и начнёт выражать чувство голода или дискомфорта.

В этом есть некоторый авторитаризм: матери верят, что они лучше знают, что нужно ребёнку; они не ловят сигналы от ребёнка и даже не ждут их возникновения. Такая модель воспитания продолжает действовать и в последующие годы ребёнка - мамы ожидают от детей послушания и уважения, давая им необходимое тогда, когда считает нужным мама.

Дети в свою очередь почти не выражают своих личных желаний и всегда готовы подождать, зная, что правила, устанавливаемые мамой и взрослыми, незыблемы.

Западным мамам не приходит в голову кормить ребёнка тогда, когда он этого не просит, и не кормить тогда, когда он просит. В западной культуре существует либо парадигма «кормления по расписанию» (даже если это неудобно и маме, и младенцу), либо «кормления по первому требованию» (когда в сущности графиком мамы управляет младенец). В первом варианте ключевым недостатком является внешний контролёр - расписание, а не потребности мамы. Во втором варианте контролёром является ребёнок, который пока не способен осознавать свои потребности и нуждается во внешнем контроле.

Возможно, опыт африканских сельских детей ещё раз напомнит родителям, что твёрдые правила (но не диктатура), последовательность в своих действиях (но не маниакальная дотошность) и ответственность за них - это потенциальная основа для формирования способности к самоконтролю и базового доверия к миру с малых лет.

от тоски и безнадеги на работе, а также повинуясь сиюминутному течению в ru_healthlife, присоединяюсь к многочисленным пересказчикам великолепного Мартина Беркхана с leangains.com.

"Люди часто склонны объяснять, как и почему различные неблагоприятные обстоятельства в их жизни помешали им в достижении тех или иных целей.

У них столько всего происходит в жизни. Работа, девушка, социальная активность. Всяческие времязатратные хобби. Машина, которую пора починить и еще какие-то проекты огромной важности.

Для них идея уменьшения процента жира или увеличение мышечной массы означает прежде всего временные затраты. Мысль о том, что они будут вынуждены проводить часы в тренажерном зале и каждый день педантично планировать диету кажется им само собой разумеющейся. Им кажется, что если только у них было бы достаточно времени, они легко достигли бы форм ведущих фитнес-моделей. Но жизнь как обычно встает поперек дороги.

Когда общение подходит к этому пункту, а со мной это часто случается, я стараюсь закруглить дискуссию или перевести разговор на другую тему. Потому что у меня не хватает терпения выслушивать эту пургу.

Некоторые из моих клиентов, достигших наилучшего результата - очень занятые люди. Они построили великолепное тело, несмотря на необходимость заниматься своим бизнесом, семьей и множество других обязательств. На самом деле, я убежден, что наличие слишком большого количества свободного времени может помешать достижению успеха. Было бы логично предположить, что неограниченный запас времени для тренировок и приготовления «правильных» блюд - это хорошая предпосылка для быстрого и относительно безболезненного достижения успеха, верно? Нет, не так уж и верно. Как объяснить этот парадокс?


Тест с конфетой

В начале 1970-х психолог Уолтер Мишел произвел эксперимент с участием 4х-летних детей. Он поместил каждого ребенка в комнату, где они должны были сидеть за столом. Перед ними лежала конфета. Мишель предлагал каждому ребенку следующее: ребенок может съесть конфету прямо сейчас или подождать несколько минут и получить еще одну. Практически все дети решали подождать. Затем исследователь покидал комнату на 20 минут.

В то время как несколько четырехлеток оказались в состоянии противостоять искушению целых 15 минут, большинство сдалось менее чем через одну минуту. Некоторые съели конфету, как только Мишель вышел за дверь.
Это была проверка самоконтроля. Если ребенок хотел достичь цели и получить вторую конфету, то он должен был какое-то время игнорировать свои эмоции и отложить удовольствие на несколько минут. Что показало это исследование, так это то, что некоторые дети в столь раннем возрасте как 4 года способны контролировать себя гораздо лучше, чем другие.
Что я нашел интересным, так это стратегии, которые успешные дети применили для того, чтобы вытерпеть ожидание. Они отвлекались. Они закрывали глаза, играли руками или просто впадали в нечто типа транса и казались погруженными в свои мысли. Их внимание пребывало где-то еще.

Неудачная стратегия детей, проваливших эксперимент состояла, напротив, в фиксации восприятия на сладости, они как будто старались уничтожить ее взглядом, активно борясь с искушением…

И как все это соотносится с различными подходами народа, занимающегося фитнесом?

Когда некоторые товарищи садятся на диету, они НА ДИЕТЕ. Они воспринимают это как работу, они каждый день в зале (иногда дважды в день). Их спартанская диета дотошно спланирована, правильный корм принимается строго по часам. Они именно те, кто фиксирует внимание на конфете.

Другие предпочитают более сбалансированный подход. Диета и тренировки становятся частью их жизни и гармонично в нее вливаются. Это те люди, которые стараются забыть о конфете. Для них все это становится просто фоновым шумом.

Я приведу вам пример, чтобы показать, что я имею ввиду. Некоторые люди включают в расписание еженедельный «загрузочный день», обычно выходной, когда они едят все, что им хочется. На практике это обычно означает, что они обжираются до отвала и заканчивают день, лежа на диване в состоянии анабиоза. Этот день становится «высшей точкой» их недели. В течении недели они судорожно экономят калории, чтобы позволить себе этот «загруз». Их тренировки обычно включают в себя часы кардио. Уже в четверг они начинают планировать список покупок на субботу и в пятницу они не могут заснуть в эйфории, предвкушая субботний пир. Они сфокусировали все внимание на конфете, сделав ее пупом земли.

И похожий пример я могу привести в том, что касается тренировок. Полный сверх-энтузиазма парнишка приступает к 6-ти дневному сплиту и заканчивается все это перетренированностью или травмой, или болезнью. Он тоже слишком сфокусировался на конфете.

Решение, следовательно, состоит в том, чтобы отвлекаться.

Не нужно вестись ни на какие мифы о том, чего стоит достичь поставленной цели. Не поймите меня неправильно , это требует определенной решимости . И усилий . Но прежде всего, необходимо поддерживать режим - постоянно. И это невозможно сделать, если вы все время думаете об этом. Это должно стать частью ежедневной рутины, привычкой. Частью фонового шума вашего бытия. Иначе надолго вас не хватит.

Если вы чересчур захвачены мыслями о конфете, вы рано или поздно ее съедите. В нашем контексте это означает, что вы запорете свой режим питания и/или тренировок, выгорете и потеряете всю мотивацию. Чем больше моральной и физической энергии вы вбухаете в поддержание своего тренировочного режима, тем более вероятен провал.

И это именно то, из-за чего самые занятые люди добиваются самых лучших результатов, когда дело касается достижения их тренировочных целей. У них есть много чего другого, о чем необходимо думать.

Общие указания:

  • Если вы проводите слишком много времени, сфокусировавшись на своей цели, вы сами себя подводите. Это указание не относится к таким областям жизни, где внимание и потраченное время просто критически важны, как например, в бизнесе или в управлении огромной корпорацией или в достижениях на поприще профессионального спорта. Но в отношении правильного питания и тренировок для среднестатистического обывателя это самое то. Отвлекайтесь . Заведите себе хобби . Живите жизнь, в конце концов. Если диета и тренировки стали центром вашего существования, дорога к вашей цели покажется на редкость долгой и мучительной.
  • Приверженность и целеустремленность, длящиеся долгое время, гораздо лучше более сфокусированных усилий. Потому что сверхусилия с гораздо большей вероятностью закончатся провалом и откатом назад и это именно то, почему так много людей отваливаются на полдороге. Это не только мой личный опыт, это подтверждается исследованиями. Очень хороший пример - толпы энтузиастов здорового образа жизни, объявляющиеся в спорт-залах после Нового года. Они ходят постоянно первые пару недель, но часто скатываются к спорадическому посещению зала и хаотичным попыткам придерживаться диеты уже к февралю. Еще один пример - откат в диете, который случается у многих спортсменов после соревнований. Избегайте всего этого, внедряя сбалансированный подход, без экстрима.

  • Большинству людей вполне достаточно заниматься четыре раза в неделю для того, чтобы набрать мышечную массу.
  • Большей части народа не нужно посещать зал более трех раз в неделю если они хотят снизить процент жира. Вам не нужен спорт-зал для кардио - выходите на улицу.
  • Назначайте даты для контроля своего долгосрочного и краткосрочного прогресса.
  • Никогда не пытайтесь создавать дефицит калорий только за счет тренировок. Не проводите часы на беговой дорожке. В первую очередь диета, потом кардио. Самая бестолковая стратегия уменьшения веса состоит в том, что люди просыпаются рано утром перед работой, чтоб провести кардио-тренировку и потом выпивают «восстановительный коктейль». Мои поздравления, вы только что извели два часа своей жизни. Кардио - это хорошо для сердечно-сосудистой системы, но большинство людей используют кардио как средство для похудения - и вынуждают себя придерживаться режима, не очень-то удобного для жизни (и не слишком благоприятного для психического здоровья). В следующий раз - забейте и на коктейль и на тренировку. Лучше поспите на пару часов дольше, пропустите завтрак и поститесь до обеда. Таким образом, вы создадите себе тот же самый дефицит калорий с дополнительным бонусом в виде более долгого отдыха. Результат будет значительно лучше.

  • Временный пост - это очень простой способ создать дефицит калорий. А ваша «кардио-нагрузка» - это оставаться активным в продолжение поста и работать. Если у вас нет работы, занятия, хобби, придумайте какой-то проект, который будет важен для вас. Учитесь . Читайте книги . Пишите . Не сидите часами, размышляя о своей диете и о ништяках, которые ждут вас в холодильнике.
оригинал http://www.leangains.com/2010/01/marshmallow-test.html

Тест маршмеллоу, который в переводе на русский называется “зефирный” или “мармеладный” тест представляет собой небольшой эксперимент, который можно провести с любым ребенком (или даже с собой:). Он может показать, насколько хорошо ребенок умеет откладывать удовольствие, задействовать силу воли, чтобы чуть позже получить не одну сладость, а две. Первый такой эксперимент был проведен профессором по психологии Уолтером Мишелем в шестидесятых годах с детьми четырех лет. Через 14 лет оказалось, что дети, сумевшие воздержаться от первой порции сладкого, были более успешными в школе, увереными в себе, имели более высокие показатели IQ, концентрации и надежности. Этот тест стал одним из доказательств того, что далеко не только показатели интеллекта человека влияют на его будущую успешность, а и такие качества как умение не набрасываться на мармелад желаемое. Является ли это силой воли или только отдельным ее аспектом — это отдельный вопрос, но терпение и характер проявить детям родителям однозначно придется. Я решила провести такой тест со своими детьми и по его итогам принять меры.

Так, детишки, — я решаю провести эксперимент прямо с утра, пока не устали и настроение хорошее. — Сегодня у мамы для вас интересное задание…
Дети с интересом смотрят на меня, улыбаются — они любят, когда мама устраивает для них какие-нибудь задания, да еще с призами. Я достаю из шкафа коробку „Toffifee“, одну половину которой мы съели вчера. Дети меня очень просили дать им еще, но я твердо сказала, что можно будет только завтра, поэтому сомнений в том, что я правильно выбрала предмет для эксперимента у меня не было.

У Саши с Даниелем при виде маленьких волшебных конфеток глазки горят. Даниель приветствует призы фразой: “Мама, ты самая лучшая на свете”. Саша кивает в поддержку и тянет ручки. Я невозмутимо кладу по одной конфете перед ними на стол. Они тут же готовы отправить их в рот, забыв обо всех конкурсах и призах, приходится остудить их пыл.
- Стоп, — говорю я. — Вы можете съесть по одной конфете прямо сейчас, но если вы подождёте 15 минут, — я показываю на минутную стрелку, где она должна оказаться, — то получите по две.
Дети хмурятся. Такая игра им явно не нравится. По глазам их вижу, что рейтинг мамы с “самой лучшей на свете” со скоростью движения на американских горках спускается с самой высокой точки до самой нижней. Показываю другие две конфетки, чтобы подзадорить их. Сама волнуюсь – всё-таки немного страшно заранее узнавать судьбу своих детей. Саша и Даниель к моей радости продолжают хмуриться, размышляя, но конфеты есть не спешат.
- Условия понятны? — спрашиваю я. — Хотите подождать, чтобы получить две конфеты, или хотите съесть одну сразу же?
- Я подожду, — отвечает Даниель, немного поразмыслив.
В его случае я почти не сомневалась — Даниэль, несмотря на то, что ему только исполнилось пять, всегда чувствует выгоду, и ее не упустит.
- А ты, Саша?
Саша смотрит на конфету, облизывается, подносит ее ко рту, потом смотрит на Даниеля.
- Я тоже подожду, — говорит он.
Я с облегчением вздыхаю и с интересом наблюдаю за детьми. Ожидание дается им нелегко. Даниель поглядывает на часы, Саша берет в руки конфету, подносит ко рту, облизывает, но тут же кладет обратно.
- Я всего лишь облизал, я не съел, — деловито поясняет он мне.
Даниель к конфете не притрагивается, но и взгляда не отрывает.
- Лучшая стратегия ожидания – это заняться чем-нибудь другим, — говорю я. — Чем больше смотришь на часы тем медленнее идёт время.
Дети, следуя моему совету, начинают баловаться, играть друг с другом и время проходит незаметно.
- Мама, смотри! — кричит Даниель.
- Действительно, большая стрелка уже на пяти. Значит вы заслужили по второй конфетке, — я выкладываю на стол обещанное.
Даниель сразу тянется за ней, чтобы отправить в рот. По этому движению вижу, как ему хочется ее съесть (по Саше и так видно). В этот момент мне кажется, что я создала для них слишком легкие условия эксперимента: все-таки мы тут втроем сидим, можем общаться, поэтому я решаюсь на усложнение задачи.
- Подождите! – останавливаю я их на полпути от стола ко рту. — Вы можете получить третью конфетку, если подождёте ещё 15 минут.
- Мама, большая длиная стрелка будет на восьми? — спрашивает Даниель.
- Да, — отвечаю я удивленно – я и не знала, что младший сын уже освоил логику часов.
- Тогда я подожду, — спокойно отвечает он.
Саша тяжело вздыхает и с укором смотрит на Даниеля – вот ведь младший брат попался!
- Я тоже, — соглашается в итоге он.
Ожидание во второй раз – явно более утомительное, чем в первый. Дети не знают, чем себя занять. Саша берет конфеты в руки, снова облизывает. Даниель не притрагивается. Потом они играют, спрятавшись под стол и пытаясь достать конфеты из-под стола рукой, не глядя.
- Как вы думаете, зачем я это делаю? – спрашиваю я, когда они садятся на сиденья и тяжело вздыхают.
- Чтобы мы умели терпеть, — отвечает Саша.
- Да, чтобы были терпеливыми, но не только. Один профессор решил проверить, какую роль играет это качество в дальнейшей жизни — умение откладывать вознаграждение. И оказалось, что дети, которые умели терпеть, были потом более умными и успешными в жизни.
Дети слушают, но большого интереса к моим словам не проявляют. Взгляд их сосредоточен на конфетах. Кажется, сейчас они уже жалеют, что согласились на мои условия. Лучше было согласиться на две конфеты, чем терпеть такое. Но они терпят и тем самым укрепляют во мне мысль о том, что с будущим у моих детей все будет в порядке, во всяком случае с откладыванием удовольствия.
Ровно через 15 минут дети получают по три заслуженных Toffifee. Я наблюдаю, с какой скоростью они их съедят.
Даниель задумчиво смотрит на кучку сладостей. Саша смотрит на Даниеля.
- Ладно мама, — говорит Даниель, вздыхая, — давай четвертую. Я еще подожду.
Саша, думаю, готов в этот момент дать брату в глаз, а то и сразу в два. Четвертая конфета Саше вовсе не нужна, он бы сейчас эти три все разом в рот положил и проглотил, не разжевывая, но неужели он младшему брату уступит?!
- Нет, Даниель, — отвечаю я твердо, — все время откладывать удовольствие тоже неправильно. Нужно и жизнью наслаждаться. Ешьте конфеты.
Дети медленно отправляют конфеты одну за другой в рот, кажется, не веря собственному счастью.
- Мама, — восклицает Саша, — они такие вкусные! Никогда таких вкусных не ел!
- Да, — я улыбаюсь. — Когда долго чего-то ждешь, то результат еще вкуснее получается.
Удовлетворенная результатами эксперимента, решаю в этот раз ничего не делать. Думаю, что в аспекте воспитания силы воли у нас все хорошо. Это не значит, что мои дети с легкостью делают то, что им не нравится. Нет, здесь они тоже ноют и говорят: “Почему все время я должен убирать игрушки…”, “которые я сам разбросал”, — добавляю я, но я считаю, что было бы странно, если бы они делали с улыбкой на лице то, что им не хочется делать. Пусть морщатся, ворчат, но делают. Стараюсь их не перегружать, потому что правильная мотивация всегда дает больше, чем голая сила воли, но без нее в жизни тоже сложно, поэтому тренировать ее на таких маленьких эпизодах жизни как накрыть на стол, убрать игрушки, помочь принести покупки из машины и так далее – это очень полезно и необходимо для будущей жизни.

Стэнфордские зефирные эксперименты или маршмеллоу-тесты — серия экспериментов, направленная на исследование отложенного вознаграждения у детей.
Автор эксперимента: американский психолог Уолтер Мишел, специалист в области социальной психологии и психологии личности.
Участники: дети дошкольного возраста.

Уолтер Мишел — американский психолог,
специалист в области социальной психологии и психологии личности.


В конце 1960-х годов американский психолог Уолтер Мишел провел эксперимент, в котором детям предлагалось сделать непростой выбор. Воспитанника стэнфорского детсада садили за стол, а перед ним клали аппетитный маршмеллоу (печенье, мятный леденец или крендель).

После заметки в газете «Нью-Йорк Таймс», СМИ окрестили эксперимент «маршмеллоу-тестом». Название прижилось, несмотря на то, маршмеллоу не всегда использовался в исследованиях Уолтера Мишела.

Затем экспериментатор сообщал, что ему нужно отлучиться, и обещал ребенку, что если тот не съест сладость до его возвращения, то получит еще одну порцию. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с непреодолимым желанием насладиться лакомством. Только представьте, как тяжело ребенку совладать с искушением!
Ситуация осложнялась тем, что в комнате не было игрушек, на которые можно было бы отвлечься в процессе ожидания. Только стул, стол и маршмеллоу.
В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получила обещанную награду.

Человек, способный контролировать себя, способен контролировать свое будущее!

В маршмеллоу-тестах приняло участие около 600 детей. На протяжении несколько десятков лет группа ученых во главе с Уолтером Мишелом следила за их успехами и неудачами. Оказалось, дети, проявлявшие силу воли в детсаду, были успешнее тех, кто сразу съедал маршмеллоу. Они не только хорошо учились в школе и вузе, но среди них был низкий процент страдающих от ожирения, алкоголизма, наркомании и депрессии.
Следует также отметить, что результаты маршмеллоу-теста повышают шансы будущего успеха, но не гарантируют его.
Самоконтроль — это приобретаемая способность, а не врожденная.

Что помогало детсадовцам укрощать свои сиюминутные желания?

1. Переключение внимания.
Чтобы скоротать время, дети напевали песенки, придумывали стишки, корчили рожицы, ковырялись в носу, барабанили пальцами по столу, делая вид, что играют на фортепьяно. Некоторые закрывали глаза и пытались заснуть.

2. Физическое удаление.
Чтобы ослабить искушение, детсадовцы стремились удалить объект желания с поля зрения. Они отворачивались или отодвигали тарелку с маршмеллоу на край стола.
Дополнительные эксперименты также демонстрировали значимость удаления. Если исследователь клал вознаграждение на поднос перед ребенком, то тот в среднем ждал меньше минуты. Те же дети ждали на 10 минут дольше, если сладость была скрыта салфеткой.

3. Изменение представление об объекте.
Испытуемые ждали дольше, если экспериментатор просил думать о маршмеллоу как о чем-то несъедобном (кусочке ваты, облаке, пухе) или съедобном, но менее желанном.

Как развить силу воли у детей?

1. Поощряйте самостоятельность ребенка. Чрезмерный родительский контроль и гиперопека препятствуют развитию силы воли.

2. Доверие — залог успешного воспитания. Если родитель не выполняет обещаний, то ребенок не станет ждать второй маршмеллоу, понимая, что его обманут.

3. Научите ребенка сопротивляться соблазну.
В дополнение к маршмеллоу-тестам Мишел провел любопытный эксперимент под названием «Мистер Клоун-Бокс». В игровую комнату помещали клоуна, представлявшего собой деревянный ящик с мерцающими огоньками. В его руках находились отделения с вращающимися игрушками и лакомствами, а в голове располагался динамик, через который экспериментатор пытался отвлечь испытуемого.


Помощница ученого заводила ребенка в комнату и знакомила с имеющимися игрушками. Позже она сообщала, что ей нужно отлучиться, и просила выполнить скучное задание. К примеру, ребенку предлагалось вставлять штырьки в специальное наборное поле.
Если ребенок работал без перерыва, то ему разрешалось поиграть с клоуном и интересными игрушками. В противном случае его ждали поломанные куклы.
Помощница также предупреждала, что если клоун попросит поиграть с ним, то нужно ответить: «Я не могу. Я работаю ». Как только девушка выходила из комнаты, клоун начинал сверкать огоньками и пытаться заговорить с испытуемым.
Ребенок, знающий, как реагировать на слова клоуна, отвлекался на 5 секунд и успевал воткнуть 138 штырьков. Тот, кто не имел подобного плана действий, прерывался на 24 секунды и втыкал около 97 штырьков.

Как результаты маршмеллоу-теста могут повлиять на жизнь взрослого человека?

Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают регулировать негативные черты характера, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы.
В книге «Развитие силы воли» Уолтер Мишел приводит пример импульсивного пациента. Мужчина скандалил и швырял в жену едой, если та вместо того, чтобы внимательно его слушать, читала газету. Следуя рекомендациям Мишела, муж брал под контроль деструктивные эмоции, ведя про себя обратный отсчет (переключение внимание). Затем он использовал конструктивные модели поведения. К примеру, просил передать ему страничку с деловыми новостями.
Женщине, расставшейся с любимым человеком, ученый предлагал не погружаться в пучину негативных переживаний, а дистанцироваться, посмотреть на них под другим углом (изменение представления об объекте).
Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами также будут полезны выводы маршмеллоу-теста.

Всегда ли нужно ждать?

Основная задача заключается в понимании того, когда нужно ждать второе маршмеллоу, а когда лучше насладиться одним. Слишком длительные отсрочки вознаграждений также плачевны, как и потакание каждому импульсивному желанию. Но если мы не научимся ждать, то у нас просто не будет выбора.

Полное описание маршмеллоу-теста можно найти в книге Уолтера Мишела «Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста» (пер. с англ. В. Кузина, 2015 г.).

«Самоконтроль истощает ресурсы памяти» — заголовок статьи, размещенной в разделе «Наука» на сайте ежедневной газеты The Guardian, самом посещаемый из сайтов британских газет. Что такое «Зефирный тест» и как самоконтроль может угнетать память и внимание, вы можете узнать из полного перевода статьи. Коротко говоря, самоконтроль и познавательные функции мозга активизируются одними областями мозга и конкурируют за одни ресурсы. Когда много самоконтроля, то страдает память и внимание. Таким образом, это уже моя гипотеза, травмы и развившийся ПТСР, а также личностные расстройства (все что требует для выживания и сохранения психического здоровья создания мощных психологических защит) обязательно будут угнетать познавательную сферу. Таким людям должны быть привычны разные «сбои» с концентрацией внимания и памятью, многие их которых могут выглядеть как мистические.

Самоконтроль истощает ресурсы памяти

Новое исследование показало, что волевые усилия, которые осуществляет человек, ухудшают функции памяти за счет истощения общих мозговых механизмов и структур.

Известный ряд издевательских экспериментов был проведен в 1960-х годах психологом Уолтером Мишелом. Детей дошкольного возраста усаживали по одному за стол, на котором перед ними помещали сладкое угощение – небольшой зефир, печенье, или сухарик. Каждому из юных участников сказали, что их оставят одних в комнате, и что, если они смогут не поддаться соблазну поесть сладкого на столе перед ними, они будут вознаграждены еще большими сладостями, когда экспериментатор вернется.

Так называемый «Зефир тест» (Marshmallow Test) был разработан для тестирования самоконтроля и способности к отказу от удовольствий. Мишел и его коллеги отслеживали развитие некоторых детей, а затем утверждали, что те, кому удалось продержаться дольше в первоначальном эксперименте, были более успешны в школе, и далее стали более успешными в жизни, чем те, кто не смог устоять перед соблазном съесть угощение до того, как исследователь вернулся в комнату.

Умение проявлять силу воли и подавлять импульсивное поведение считается основными особенностями исполнительных функций мозга (совокупности нервных процессов — в том числе, внимания, мышления и памяти, которые регулируют наше поведение и мысли и позволяют нам адаптировать их в соответствии с меняющимися требованиями решаемых задач).

Исполнительная функция мозга — это довольно расплывчатый термин. Мы все еще не знаем много о лежащих в его основе механизмах или о том, как различные компоненты данной системы управления связаны друг с другом. Новое исследование показывает, что самоконтроль и память конкурируют друг с другом за одинаковые мозговые ресурсы. Таким образом, осуществление волевых усилий истощает эти общие ресурсы и ухудшает нашу способность кодировать воспоминания.

В лаборатории самоконтроль (реакции торможения, как чаще говорят неврологи) часто тестируется способом «Go/ No–Go». Это обычно включает в себя показ испытуемым группы сигналов, на большинство из них нужно ответить, выполняя простые действия, такие как нажатие кнопки («Go») , например. Но небольшое подмножество сигналов немного отличается от остальных, и когда они появляются, испытуемый должен уклониться от выполнения привычного действия и воздерживаться от нажатия кнопки («No–Go») . Сколько раз участник неправильно нажимает на кнопки на эти “запретные” сигналы является, таким образом, мерой его самоконтроля.

В начале этого года Ю-Чин Чиу и Тобиас Эгнер (Yu-Chin Chiu and Tobias Egner) из Университета Дьюка в Северной Каролине сообщили, что реакция торможения ухудшает кодирование памяти. Они попросили добровольцев выполнить «Go/ no–go» -тест, используя фотографии лиц в качестве стимулов, а затем проверили их способность распознавать лица, используемые в эксперименте. Они обнаружили, что память на лица испытуемых, которую фиксировали во время испытаний с реакциями торможения No–Go»), значительно ухудшалась. И по этой причине была выдвинута гипотеза, что реакция подавления конкурирует с кодированием памяти за общие ресурсы внимания.

Чтобы проверить эту идею, Чиу и Эгнер повторили эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Они набрали 24 дополнительных участников и предложил им пройти «Go/ no–go» -тест , осуществляя при этом сканирование мозга испытуемых. Ученые так же использовали фотографии лиц в качестве визуальных ориентиров и проверяли способности участников опознавать их вскоре после этого.

Раннее сделанные выводы полностью подтвердились. Способность запоминать у испытуемых No–Go») была хуже, чем у тех участников, которые выполняли «Go» — задание . Сканирование показало, что ответ на стимул и торможение реакции порождал совпадающее возбуждение паттернов в областях мозга (в правой лобной и теменной долях), в той сети, которая ранее были вовлечена в торможение реакции.

Важно отметить, что «No–Go»-испытания в более значительной степени активизировали эту сеть, чем испытания «Go». Активность в одной специфической области мозга (вентролатеральный префронтальная кора) предсказывала прочность памяти участников. Чем больше активации наблюдаемый сети, тем более вероятно, что участники забудт данное лицо позже. В то же время исследователи также заметили значительное снижение активности в областях мозга, участвующих в обработке зрительной памяти и во время «No–Go»-испытаний по сравнению с «Go»-испытаниями.

Эти данные убедительно свидетельствуют, что самоконтроль и процессы кодирования памяти делят общие структуры и механизмы мозга, конкурируя друг с другом за них, и так же поддерживают гипотезу Ю-Чин Чиу и Тобиаса Эгнера о «ингибировании индуцированной забывания». Эти общие нервные ресурсы ограничены, и так ответное торможение быстро истощает их, уменьшая их количество для кодирования воспоминаний. Мы уже знаем, что пристальное внимание к чему-то может заставить нас не обращать внимания на другие вещи, которые обычно были бы очевидны, и будущие исследования, скорее всего, выявят больше о том, как внимание, память и самоконтроль связаны друг с другом и с другими компонентами системы исполнительной функции мозга.

References

Chiu, Y. -C. & Egner, T. (2015). Inhibition-Induced Forgetting Results from Resource Competition between Response Inhibition and Memory Encoding Processes. J. Neurosci., 35: 11936-45.

Chiu, Y. -C. & Egner, T. (2015). Inhibition-Induced Forgetting: When More Control Leads to Less Memory. Psych. Sci., 26: 27-38.

Mischel, W. & Ebbesen, E. B. (1970). Attention in delay of gratification. J. Pers. Soc. Psychol., 16: 329-37.