Всероссийский конкурс музеев образовательных организаций российской федерации. Положение конкурса «Школьный музей: новые возможности Тематические направления Конкурса, условия участия

С 25 по 30 сентября 2017 г. в Москве проходил Финал Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций и конкурса юных экскурсоводов учреждений образования.В Севастополе региональные конкурсы были организованы Центром туризма, краеведения, спорта и экскурсий (директор Ю.А. Негребецкий) сотрудниками Кукленко Н.А., Рубан Л.В., Шик Н. В.

В этом году в Финале Всероссийского конкурса приняли участие победители городского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования Севастополя: Тюшляева Полина - юный экскурсовод музея «Спортивная слава г. Севастополя» СОШ № 39 (Руководитель Иващенко Е.Ю.), Хараман Анастасия - юный экскурсовод по объектам культурного и природного наследия, обучающаяся СОШ № 61 (руководитель Сандуляк Е.В.) и Потапенко Валерий - член Совета музея «Герои-подводники» СОШ № 4 (музей - победитель городского конкурса на лучший музей среди образовательных учреждений. г. Севастополя в 2016-2017 учебном году).

Возглавил делегацию Емец А.Н. - руководитель музея «Герои-подводники» СОШ № 4. Ребята впервые участвовали во Всероссийском конкурсе.

Потапенко Василий познакомил присутствующих с работой музея «Герои-подводники», его историей, формами работы, концепцией. Для конкурса был подготовлен десятиминутный фильм о жизни музея. Музей СОШ № 4 «Герои-подводники» занял 2 место в номинации «Военно-исторические музеи» образовательных организаций РФ.

Юные экскурсоводы должны были хорошо владеть музейной терминологией, уметь провести экскурсию на заданную тему, презентовать домашнюю экскурсию.

Хараман Настя представила экскурсию «Гора Гасфорта», прекрасно выполнила все задания и заняла 1 место в номинации «Экскурсовод по объектам культурного и природного наследия», старшая группа. Насте пришлось соревноваться в группе ребят 14-18 лет, поскольку в марте ей исполнилось 14 лет.

Тюшляева Полина провела виртуальную экскурсию по залам музея «Спортивная слава г. Севастополя» СОШ № 39. Полина ярко, выразительно рассказала об истории этого замечательного музея, его уникальных экспонатах, о многочисленных мероприятиях, которые проводятся на базе музея. В номинации «Исторические музеи» Полина стала призером Всероссийского конкурса (3 место).

Все участники получили грамоты и подарки. А еще посетили военно-исторический центр «Патриот» (на сегодняшний день в коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники 14 стран мира, около 60 из них существуют в единственном экземпляре).

Познакомились с тремя музеями СОШ № 1798. «Феникс» г. Москвы. Огромное впечатление у ребят оставили экскурсии по Москве.

Успешный дебют севастопольских ребят на Всероссийских конкурсах - значимое событие всего региона. Большой вклад в подготовку и организацию поездки севастопольской делегации внесли сотрудники Севастопольского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий: Кукленко Н.А., Рубан Л.В., Шик Н. В.

Отчет об участии в конкурсе смотрите в Приложении.

25 по 29 сентября 2017 года в г. Москве в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения проходил Всероссийский конкурс музеев образовательных организаций Российской Федерации.

В конкурсе приняло участие 148 человек, в том числе 106 школьников и 42 руководителя. Всего было представлено 16 субъектов Российской Федерации.

Конкурс прошёл по следующим секциям:

  • « Музеи истории детского движения и истории образования»;
  • «Военно-исторические. Исторические музеи»;
  • «Комплексные музеи»;
  • «Экскурсовод музея образовательной организации. Старшая группа»;
  • «Экскурсовод музея образовательной организации. Младшая группа»;
  • «Экскурсовод по объектам культурного и природного наследия».

Также была представлена «Секция педагогов».

Ленинградскую область представляли 2 района:

  • МОУ «Ропшинская школа» Ломоносовского района, Школьный музей «Ропша — наша маленькая Русь», руководитель музея Маркина Галина Владимировна;
  • МОУ «Кузнеченская СОШ» Приозерского района, Школьный музей МОУ «Кузнеченская СОШ», руководитель музея Чернюк Иван Владимирович.

По результатам финала конкурса Школьный музей «Ропша — наша маленькая Русь» стал победителем среди 13 заявленных комплексных музеев. Представили музей: Нестерова Анна, Мошкова Ксения, Краснобаев Александр, Багдасарян Сергей. А Школьный музей МОУ «Кузнеченская СОШ» стал призёром, заняв 3-е место в секции «Исторические музеи». Представил музей: Чернюк Фёдор.

В секции «Экскурсовод музея образовательной организации (старшая группа)» победителем стала воспитанница Школьного музея «Ропша — наша маленькая Русь» Нестерова Анна, опередив 40 экскурсоводов в своей номинации.

В секции «Экскурсовод музеев образовательной организации (младшая группа)» призёром также стал воспитанник Школьного музея «Ропша — наша маленькая Русь» Багдасарян Сергей, заняв 3 место.

В секции «Экскурсовод по объектам культурного и природного наследия» 3-е место занял ещё один воспитанник Школьного музея «Ропша — наша маленькая Русь» Краснобаев Александр.

Высоко был оценён судьями домашний ролик о работе Школьного музея МОУ «Кузнеченская СОШ», представленный воспитанником этого музея Чернюком Фёдором совместно с руководителем.

Хорошие результаты показали ребята на конкурсе эрудитов, также входившего в часть 5-дневной программы конкурса.

В программу конкурса также вошли обзорная экскурсия по Москве, в парк «Патриот» и политехнический музей школы №439 с уникальной интерактивной экспозицией.

Таким образом, в результате упорной борьбы и приложенного труда ребята заняли призовые места практически во всех заявленных номинациях, достойно отстояв честь своих районов и в целом Ленинградской области.


ПОЛОЖЕНИЕ

о Городском конкурсе «Школьный музей: новые возможности» на 2018–2019 учебный год

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса «Школьный музей: новые возможности» (далее – Конкурс).

1.2. Организатором Конкурса является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования города Москвы).

1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП).

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель: поиск новых подходов к социализации и процессу формирования российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы и музеев образовательных организаций.

2.2. Задачи:

Использование музейно-образовательной среды как ресурса культурного и творческого развития обучающихся, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Выявление инновационных методик руководителей школьных музеев и распространение опыта их работы; поддержка педагогических инициатив по повышению музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности;

Популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания, создание мультимедийных проектов для музейной образовательной среды.

Участники Конкурса

В конкурсе могут принять участие руководители школьных музеев, педагоги, обучающиеся организаций города Москвы (направления 1, 4).

Тематические направления Конкурса, условия участия

Направление 1. «Музейная открытка»: открытка в формате JPEG, посвящённая музею образовательной организации, его истории, музейной экспозиции, музейному экспонату, музейным мероприятиям и акциям (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» открытки, выполненные в любой технике (фото, рисунок, коллаж и т. п.), с краткой аннотацией (количество открыток от 1 до 5 шт.).

Ссылки на конкурсные материалы с указанием тематического направления и авторов работ размещают в системе konkurs.сайт. Работы, поданные по направлению «Музейная открытка», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 2. «Музейная азбука»: правила посещения, поведения и организации деятельности обучающихся в школьном музее (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: инструкции, комиксы, фотоальбомы, презентации, видеофильмы, мультфильмы с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт. Работы, поданные по направлению «Музейная азбука», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 3. «Музейное волонтёрство»: описание форм и методов осуществления (организации) волонтёрской деятельности в музее образовательной организации, программ обучения волонтёров, проекты создания волонтёрского клуба (центра) (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы (презентации, тексты) с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт.

Работы, поданные по направлению «Музейное волонтёрство», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 4. «Музейная мозаика»: создание и презентация мини-экспозиции, экспонаты которой ассоциируются с «малой родиной» обучающихся,экспонаты с «личной историей» и т. п. (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: текстовый материал, фотоальбомы, презентации с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт.

Работы, поданные по направлению «Музейная мозаика», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 5. «Музейная игра»: настольные игры, музейное лото, музейные «пазлы», игры-реконструкции и т. п. (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» описание игры с фото или презентацией, с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт.

Работы, поданные по направлению «Музейная игра», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты и демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителей и призёров Конкурса из числа номинантов. На защиту работ отводится не более 10 минут. Оригинальность приветствуется.

Направление 6. «Музейные находки»: нетрадиционные формы работы в музее: театральные постановки, мастер-классы, выставки-ярмарки, досуговые мероприятия, виртуальная экскурсия по образовательной организации и ее музею; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй, творческие наглядные проекты (лэпбуки) с использованием экспонатов музея образовательной организации и т. п. (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: текстовый материал, фотоальбомы, презентации с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт.

Работы, поданные по направлению «Музейные находки», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты и демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителей и призёров Конкурса из числа номинантов. На защиту работ отводится не более 10 минут. Оригинальность приветствуется.

Направление 7. «Времен связующая нить: урок (занятие) в музее образовательной организации» (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» методические разработки занятий (не более двух авторов) с использованием музейных ресурсов, с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ в соответствии с указанными категориями.

Работы, поданные по направлению «Времен связующая нить: урок(занятие) в музее образовательной организации», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты (демонстрации) работ эксперты определяют победителя (победителей) и призёров в номинации Конкурса, получивших максимальное количество баллов. Очная защита работ по направлению (методических разработок) будет проводиться в форме мастер-класса с демонстрацией музейного занятия (~ 10 мин.). Конструктор занятия представлен в Приложении 1.

Направление 8. «История прошлого в технологиях будущего»: концепция и видеопрезентация средового музея (ролик-презентация) с описанием будущей модели использования инновационных технологических возможностей для создания интерактивной, удобной, доступной и эффективной музейной среды (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.сайт.

Работы, поданные по направлению «История прошлого в технологиях будущего», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса. (Приложение 2).

3. Сроки, порядок и организация проведения Конкурса

4. Сроки проведения конкурсных мероприятий

Дата проведения

Мероприятие

Место проведения

Октябрь 2018 г.

Регистрация участников Конкурса (тематические направления 1–8) в сиcтеме konkurs.сайт

ГБОУ ГМЦ ДОгМ


1–3 и 8)

Консультации методистов по оформлению конкурсных материалов. Обучающие семинары, вебинары

Ноябрь 2018 г.

Экспертиза материалов, определение победителей и призёров (тематические направления 1–3)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.сайт) конкурсных материалов (тематическое направление 4)

Отбор лучших конкурсных работ по результатам экспертного обсуждения и определение победителей и призёров конкурса (тематическое направление 8)

Декабрь 2018 г.

Экспертиза материалов, определение победителей и призёров (тематическое направление 4)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.сайт) конкурсных материалов (тематическое направление 5)

Январь 2019 г.

Экспертиза материалов, определение номинантов (тематическое направление 5)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.сайт) конкурсных материалов (тематические направления
6–7)

Февраль 2019 г.

Экспертиза материалов, определение номинантов (тематические направления 6–7)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Мастер-классы участников (призёров) Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» (тематические направления 5–6), определение победителей и призёров

Март 2019 г.

Мастер-классы участников (призёров) Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» (тематическоенаправление 7), определение победителей и призёров

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Апрель 2019 г.

Подведение итогов Конкурса, обобщение и представление передового педагогического опыта

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

5. Критерии оценки работ (выступлений) участников

Максимальная оценка по каждому критерию – 10 баллов, итоговая оценка не может превышать 50 баллов.

5.1. Критерии оценки работ по направлению 1 «Музейная открытка»:

– соответствие теме Конкурса: открытка(и) должна(ы) быть о музее образовательной организации, о его экспонатах, экспозициях, о людях, создающих музей, о посетителях, о музейной деятельности и т.п.;
– художественность и оригинальность: открытка должна привлекать внимание особенностью художественного решения (композиция, цвет и др.) и оригинальностью;
– информативность;
– качество изображения;
– доступность восприятия художественного замысла автора.

5.2. Критерии оценки работ по направлению 2 «Музейная азбука»:

5.3. Критерии оценки работ по направлению 3 «Музейное волонтерство»:

– мотивация: презентация (описание) практики (методов, способов) привлечения, удержания и мотивации обучающихся в качестве музейных волонтёров;
– реальность: описание многообразия реальных форм волонтёрской деятельности в музее образовательной организации;
– компетенции: описание способов формирования основополагающих компетенций и личностных качеств обучающегося при участии в волонтёрской деятельности;
– перспективы: наличие программы обучения музейных волонтёров, планы на будущее, возможности;
– рефлексия: описание способов фиксации «успехов и неудач» волонтёров, способствующих развитию рефлексивных умений; объективная оценка руководителем музея (музейным педагогом) собственной деятельности в развитии волонтёрского движения.

5.4. Критерии оценки работ по направлению 4 «Музейная мозаика»:

– авторский подход;
– оригинальность;
– учёт возрастных особенностей обучающихся при организации мини-экспозиции;

– активное использование музейных предметов.

5.5. Критерии оценки работ по направлению 5 «Музейная игра»:

– оригинальность;
– наличие инструкции с описанием правил игры, её комплектации;
– технологичность (доступные правила игры, возможность тиражирования, разработки альтернативных вариантов);
– соответствие игроков заявленной возрастной категории;
– наличие развивающих функций игры.

5.6. Критерии оценки работ по направлению 6 «Музейная находка»:

– целесообразность выбора форм музейной деятельности;
– учёт возрастных особенностей аудитории;
– качество представленного материала, дизайн;
– оригинальность;
– авторский подход.

5.7. Критерии оценки работ по направлению 7 «Времен связующая нить: урок (занятие) в музее образовательной организации»:

– педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы при проведении занятий в музее;
– новизна и актуальность представленных материалов;
– учёт возрастных особенностей обучающихся;

– соответствие представленного материала структуре конструктора музейного занятия (см. Приложение 1).

5.7.1. Критерии оценки мастер-класса:

– наличие целей и задач, степень их реализации;
– реализация системно-деятельностного подхода;
– преобладание деятельности учащихся над деятельностью учителя;
– уровень визуализации и технологичность урока;
– активное использование музейных предметов;
– культура публичного выступления (аргументированность, логичность, последовательность изложения).

Для проведения мастер-класса Оргкомитет предоставляет мультимедийное оборудование. Допускается демонстрация проекта на оборудовании авторов.

В ходе демонстрации занятия оказывается техническая помощь.

Время, предоставляемое для демонстрации мастер-класса – 15 минут, из которых 5 минут отводится для ответов на вопросы экспертов. Через 9 минут после начала выступления конкурсант будет предупреждён о том, что до окончания мастер-класса осталась одна минута.

На демонстрации мастер-класса могут присутствовать лица, сопровождающие участника конкурса, но не более двух человек на каждого участника. Отвечать на вопросы экспертов могут только конкурсанты, представляющие мастер-класс. Вопросы могут носить только уточняющий характер.

После завершения мастер-классов все эксперты заполняют протоколы оценки. В соответствии с заполненными протоколами Оргкомитет выявляет победителей Конкурса.

5.8. Критерии оценки конкурсной работы по направлению 8 «История прошлого в технологиях будущего».

– соответствие теме направления;
– описание перспектив развития концепции и возможностей ее практической реализации в образовательной организации;
– разнообразие форм организации деятельности обучающихся;
– креативность, инновационность содержания и актуальность материала;
– наличие результатов и выводов, соответствующих поставленной цели.

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Статус участника Конкурса определяется отдельно по каждому направлению.

6.2. Итоги Конкурса публикуются на сайте Городского методического центра без указания персональных данных, а также в личном кабинете участника.

6.3. Итоги Конкурса являются окончательными, апелляция не предусмотрена.

Представленные на Конкурс материалы не рецензируются.

6.4. Участники Конкурса получают электронный сертификат участника.

6.5. В каждой номинации определяются победители и призёры Конкурса.

6.6. Сертификаты участников, дипломы призёров и победителей размещаются в личных электронных кабинетах участников Конкурса.

7. Организационный комитет Конкурса

7.1. Для организации и проведения Конкурса создается городской Организационный комитет Конкурса (далее – Оргкомитет).

7.2. Оргкомитет Конкурса состоит из руководства и методистов ГБОУ Городской методический центр ДОгМ и выполняет следующие функции:

– формирует состав экспертов и организует их работу;
– осуществляет подготовку, проведение и общее руководство Конкурсом;
– определяет систему поощрения и награждения участников.