Жизненный путь анатоля курагина. Семья курагиных

Л. Н. Толстой считал, что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество... что люди худшие весьма редко и слабо обладают достоинствами лучших. А вот лучшие часто... обладают недостатками и чертами худших».

В романе-эпопее «Война и мир» любимая героиня писателя, Наташа Ростова, наделённая внутренней, духовной, красотой, основанной на потребности и способности любить, благородная душой, тонко чувствующая добро и правду, прелесть родной природы и русский национальный характер, не идеальный персонаж. Ей свойственны ошибки и заблуждения (одна из которых - увлечение Анатолем Курагиным), подчёркивающие естественность Наташиной натуры, детскую непосредственность её отношений с окружающим миром.

Сущность жизни Наташи Ростовой - любить доверчиво, самозабвенно, без самопожертвования, жизнь с её радостями и печалями, отдавать себя другим людям, просветляя всё вокруг себя, интуитивно помогая близким в трудную минуту.

Встретив и полюбив Андрея Болконского, она вся отдаётся своему порыву, счастливая и радостная от сознания того, что теперь она «большая» и на ней «лежит ответственность за всякое дело и слово».

Большим ударом для Наташи становится отъезд жениха (по воле его отца) на год за границу. «Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал её руку», «несколько дней она, не плача, сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: «Ах, зачем он уехал!» Душа, раскрывшаяся, как бутон цветка, для любви, замерла, оглушённая непредвиденной бедой. Наташа, не умеющая объяснить своё состояние, инстинктом понимает, что своё нежное чувство она должна отдать другому: «Ей нужно теперь, сейчас обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце».

Но Болконского нет рядом. «Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?» - блестя глазами и не улыбаясь говорит Наташа. Она одинока без князя Андрея, её томит смутное чувство родства со всем жившим и живущим на земле, чувство причастности ко всему, что есть во вселенной, нервы её напряжены, любой пустяк выводит из равновесия. Когда Петя неосторожно прерывает пение Наташи, она рыдает так, что потом долго не может остановиться.

В этот тяжёлый момент на её пути встречается Анатоль Курагин, увидевший молодую графиню Ростову в Москве в опере. Он любуется очарованием и прелестью девушки, которой нравится его внимание. «Она даже повернулась так, чтоб ему виден был её профиль, по её понятиям, в самом выгодном положении».

Почему Наташа, с её тонким чутьём фальши, наигранности, заинтересовалась молодым человеком?

Курагин, светский щёголь, привыкший жить легко и свободно, никому не завидуя и не делая зла, повинуется только своим страстям. Он смотрит на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом», разговаривает с ней «смело и просто», обращаясь «как к старой, давнишней знакомой». Эта простота и подкупила Наташу, увидешую в Анатоле близкого ей человека. Отсутствие в нём расчётливости, способность страстно увлекаться, не останавливаясь ни перед чем, отдаваться данному мгновению, увлекают юную, неопытную, наивную девушку, ощущающую «себя страшно близкой к этому человеку», уничтожившему ту «преграду стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами».

Курагин, повинуясь своим животным и сладострастным наслаждениям, живущий только одной минутой, не думающий о будущем Наташи, по-своему наивен и добродушен. Именно «добродушная ласковость улыбки» и «победила» молодую Ростову, которая «опять... с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды».

В. Ермилов говорит, что «в своём безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти его стороны - простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения... Анатоль... представился ей каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь...»

И в то же время чистая душа девушки подсказывает ей, что она делает что-то нехорошее, а в словах Анатоля, приглашающего её на карусель, кроется «неприличный умысел».

Неожиданно попав из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта в порочную и разлагаюшую среду светского общества, вспомнив бесстыдно-голую, « с спокойной и гордой улыбкой Элен», «тёмную, неясную и страшную» атмосферу театра, Наташа ужасается своему поведению с князем Курагиным и интуитивно понимает, «что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла».

Она не может решить, кого «любила: Анатоля или князя Андрея? Князя Андрея она любила - она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе разве всё это могло бы быть?» - думала она. - Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, могла улыбкой осветить же его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы». В логической путанице рассуждений Наташи и в наивном, но верном восприятии этих людей, как бы сливающихся в один образ, видно, что она верит бльше чувству, чем разуму, перенеся на Курагина те черты характера, которые были присущи Болконскому.

За что же Наташа полюбила Анатоля? Причина была, но не та, которую она придумала. Природная цельность натуры Курагина была родственной ей самой.

Анатоль, как и Наташа, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?» Ему, не ведающему ни совести, ни стыда, благодаря животному эгоизму, «всё можно»: кутить, играть в карты, «жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе», брать деньги в долг «у встречного и поперечного» и не отдавать их.

Князь Куракин не терзается сомнениями, не стремится к славе или карьере. «Ему было совершенно всё равно, что бы о нём ни думали... в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренне презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову... Он был инстинктивно, всем существом своим убеждён в том, что ему нельзя было жить иначе...»

Для Наташи тоже главное - чувство и «всё можно», но совсем по-другому: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человечески простых отношений между людьми и естественное понимание всяких других отношений. Она хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая на год.

Искренняя и доверчивая, Ростова привыкла верить всем, поэтому даже подумать не смеет, что за горячими уверениями в любви, за ласковой улыбкой Анатоля кроется обман, а за внешней красотой его сестры Элен, добродушием и весёлостью - желание заманить девушку к себе домой для свидания с братом. Ощущая что-то ненастоящее, «неестественное» в Анатоле и Элен, в «нечаянных» встречах с ним, Наташа не может поверить, что всё, что она видит и слышит, искусно и искусственно сделано, поэтому не слушает Соню, утверждающую, что Курагин «неблагородный человек», ненавидит Марью Дмитриевну, помешавшую Наташе бежать с Анатолем. В. Днепров говорит, что в этот момент «в Наташе чувственная страсть взбунтовалась против любви». Отсюда идёт агрессивность толстовской героини, её недоступность разумному слову.

Любовная история заканчивается печально: Наташа, пытавшая отравиться, остаётся жить, поняв, хотя и поздно, своё заблуждение Курагиным и горячо раскаивается за это перед Богом: «Она ощущала в в душе своей благоговейный и трепетный ужас пред наказанием... за сои грехи, и просила Бога о том, чтоб он простил... её и дал бы... ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что Бог слышит её молитву».

История отношений Наташи с Анатолем, по мнению Л. Н. Толстого, «самое важное место романа», потому что любимая героиня писателя в трагическую пору своей жизни показана через восприятие Курагина, князя Андрея, Сони, Марьи Дмитриевны, Безухова, что расширяет понимание образа этой поэтично-необыкновенной девушки, которую никто не упрекает в опрометчивом поступке. Своё отношение к Наташе Л. Н. Толстой передаёт через чувства Пьера: «Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать её; но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упрёку».

Анатоль Курагин - сын князя Василия, офицер, дамский угодник. Анатоль всегда попадает в какие - то неприятные истории, из которых его всегда вытаскивает отец. Его любимым занятием считается игра в карты и кутёж со своим другом Долоховым . Анатоль глуп и не разговорчив, но сам всегда уверен в своей уникальности.

Он очень красив и одевается по моде, поэтому пользуется популярностью у женского пола. Анатоль привык к тому, что нравится женщинам, поэтому относится к ним с презрением, осознавая своё превосходство. Он не умеет испытывать сильные чувства, не знает, что такое любовь. Анатоль наглый и развращённый человек, он очаровывает Наташу Ростову и хочет её увезти и тайно жениться на ней, хотя сам уже состоит в браке с польской девушкой и от всех скрывает это. Долохов предупреждает его, что за двоеженство он может угодить под суд, но его это не пугает, он просто хочет добиться понравившейся ему девушки, хотя в душе не питает к ней сильных чувств, иначе просто мог бы попросить её руки. Похищение срывается и Пьер изгоняет его из города.­ Курагину приходиться скрываться от Андрея Болконского , который хочет вызвать его на дуэль, за то, что Анатоль отбил у него невесту. Их встреча состоялась только в лазарете: Андрей лежал со смертельной раной, а Курагину ампутировали ногу.

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Анатоль Курагин
Анатолий Васильевич Курагин

Витторио Гассман в роли Анатоля в голливудской экранизации 1956 года .
Создатель:
Произведения:
Пол:
Национальность:
Дата смерти:
Семья:

отец: князь Василий Курагин
сестра: Элен
брат: Ипполит

Роль исполняет:
Анатоль Курагин Анатоль Курагин

Анатолий (Анатоль) Курагин - герой романа Льва Толстого «Война и мир ». Сын князя Василия Курагина. Сестра Элен, брат Ипполит. Светский человек, франт, повеса, дамский угодник, хлыщ. Чрезвычайно хорош собой. Женат на польской девушке, но тщательно скрывает этот факт.

Увлекшись Наташей Ростовой (II-ой том, 5-я часть), заставляет её влюбиться в себя. Очаровав Наташу, Анатоль предлагает ей бежать за границу. Однако в ночь похищения Марья Дмитриевна Ахросимова, у которой гостят Наташа и Соня, узнает об этом. Похищение не удается. Узнав, что Анатоль женат, Ростова пытается отравиться мышьяком . По настоянию Пьера Безухова Анатоль изгнан из Москвы.

После Бородинского сражения Анатолю ампутировали ногу. Далее в 9-й главе III-его тома говорится о том, что Пьер Безухов узнает о его смерти, однако слух не подтверждается. Более в романе он не упоминается.

Напишите отзыв о статье "Анатоль Курагин"

Отрывок, характеризующий Анатоль Курагин

– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Что «Война и мир» – «многословная дребедень». Но как бы ни выражался великий русский писатель, его творение является классикой жанра и чтится во всем мире: даже зарубежные кинорежиссеры все чаще и чаще представляют киноманам свое видение этой эпопеи.

Произведение полюбилось поклонникам литературы за то, что писатель показал жизнь как она есть: дружбу и предательство, любовь и измену. К тому же автору удалось скрупулезно проработать персонажей, выявив человеческие психотипы. Наверняка в мире много бесчестных Анатолей Курагиных, которые вторгаются в жизнь замужних дам и равнодушно разбивают их сердца.

История создания

Лев Николаевич Толстой недаром обратился к теме войны 1812 года, ведь это было огромным потрясением не только для империи, но и для всего русского народа. Как бы красиво ни описывали бородинское сражение создатели кинокартин (когда бравые солдаты скачут на лошадях на фоне реки, тумана и ледяного озера), война – это всегда горе, боль, смерть и слезы.


Поэтому писатель начал рассматривать то тяжелое время, чтобы показать, как меняется характер человека на фоне наступающих и минувших событий. Громоздкий роман-эпопея представляет собой не просто нетривиальный сюжет, рассказывающий о любовных перипетиях и . Автор привнес в свое творение философскую мысль.

Замысел произведения возник у Льва Николаевича не сразу. Первоначально он хотел поведать читателям о герое-декабристе, который вынужден в 1856 году вернуться на родину после 30-летней ссылки. Толстой хотел начать свое повествование с 1825 года, чтобы показать читателям, за какой проступок главный герой получил такое наказание. Но, когда Лев Николаевич задумался о 1812 годе, он захотел рассмотреть жизнь не только одного человека, но и всего русского народа в целом.


Мастер пера вдохновился идеей. Толстой лично бывал на месте, где происходило Бородинское сражение, а также опирался на труды ученых и мемуары современников описываемых событий. Писатель трудился над романом с 1863 по 1869 годы и умудрился выявить более 550 персонажей. Стоит отметить, что читатели запомнили и антигероев, например, Анатоля Курагина и его сестру Элен, которые ради личной выгоды готовы пойти на все что угодно.

Биография

Анатоль Курагин играет главную роль в произведении, потому что благодаря его колдовским чарам Наташа Ростова окунулась в романтические отношения и отправила Андрею Болконскому письмо с отказом. Но как бы ни была притягательна ангельская внешность этого молодого человека, которого автор описывал как высокорослого и чернобрового красавца, в его душу лучше не лезть. Наташа поплатилась за свое увлечение этим дамским угодником.


Известно, что Анатоль родился в семье князя Василия Курагина и рос вместе с и братом Ипполитом. Основываясь на поведении этого героя, можно смело судить, что должного воспитания он не получил. Парень обладал трусливым и эгоистичным характером, а также мечтал жить праздно, блистая в светском обществе. Кроме того, в умственном плане Анатоль совершенно ничего собой не представлял.

По сюжету румяный подхалим увлекся Наташей Ростовой, которая ответила молодому человеку взаимностью. И это не удивительно, ведь отец Андрея Болконского был против его отношений с Наташей и попросил сына отложить женитьбу на целый год. Это стало серьезным ударом для девушки, которая давала волю эмоциям.


К тому же князь Андрей отправился на фронт, а разлука была неприемлема для юной Ростовой, которая умирала от скуки. Курагин, воспользовавшись случаем, приехал в Лысые Горы и обольстил Наташу своей красотой.

Возможно, роман главной героини и Анатоля имел бы продолжение, если бы не один факт: возлюбленный скрывал то, что женат на польской девушке. Но это обстоятельство не помешало Курагину продумать план побега с Ростовой за границу. В ту ночь, когда схема Анатоля должна была реализоваться, Марья Ахросимова, у которой гостила Наташа, узнала о грядущем похищении девушки. В то же время Ростовой стало известно, что у возлюбленного есть обручальное кольцо, поэтому девушка попыталась покончить жизнь самоубийством с помощью мышьяка.


Анатоль Курагин, который приносил в жизнь людей горести и беды, был изгнан из столицы по наставлению . Потом читатель узнает, что герой побывал на войне, где получил травму ноги. Конечность ампутировали после сражения. В Москве витали слухи, что молодой человек умер, однако они не были подтверждены достоверными фактами.

Больше этот горе-любовник в романе Льва Николаевича не упоминается.

Экранизации и актеры

Тем, кому произведение Льва Толстого кажется скучным, стоит знать: книга была адаптирована именитыми режиссерами, которые сумели удивить зрителей сюжетом и главными героями в исполнении именитых звезд кинематографа.

Благодаря полнометражным фильмам, этот роман начал пользоваться спросом в книжных лавках, например, в 2016 году жители Великобритании начали скупать тома «Войны и мира» после выхода одноименного сериала. Кинолент, которые рассказывают о перипетиях Болконского, Ростовой, Безухова и Курагиных, много. Поэтому рассмотрим только известные кинопроизведения.

«Война и мир» (1956)

Американский представитель кинематографического искусства Кинг Видор удивил публику, потому что нацелился на познание русской души. Режиссер выпустил в свет ленту по одноименному роману Толстого, позвав в актерский состав именитых звезд, которые работали с профессиональными костюмерами на съемочных площадках Италии.


Роли достались Генри Фонда, Мелу Ферреру, и другим звездам, а образ коварного Анатоля примерил Витторио Гассман.

«Война и мир» (1967)

Советские кинодеятели не стали отставать от голливудского коллеги и сняли крупнобюджетный фильм с дорогими декорациями и костюмами. Режиссером выступил .


И стоит сказать, что картина, работа над которой длилась порядка шести лет, завоевала признание зрителей: стала лидером советского проката и завоевала почетную премию «Оскар». Роли исполнили , Виктор Станицын, Эдуард Марцевич и Борис Захава. Образ Курагина воплотил .

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Австриец Роберт Дорнхельм представил свое видение русского романа, полностью переписав сюжет. Примечательно, что кинодеятели не стали опираться на образы, созданные автором произведения, поэтому актеры не советуют внешнему виду главных героев, однако сериал пользовался успехом у зрителей.


В похитителя дамских сердец перевоплотился Кен Дюкен, который поработал на одной съемочной площадке с Каллум Тернер . Также в блестящий актерский состав вошли , и Джесси Бакли.

  • Лев Николаевич считал свой роман неоконченным. Произведение должно было завершаться возвращением Наташи и Пьера из ссылки, однако гений литературы так и не воплотил свою задумку в жизнь
  • Среди исследователей распространено мнение, что на самом деле роман Толстого назывался «Война и мiръ». Исходя из дореволюционной орфографии, второе слово означает «мир» в значении «Вселенная». Основываясь на этих доводах, некоторые литературоведы иначе трактовали произведение.
  • Когда в фильме «Война и мир» (1956) снимались военные сцены, продюсеры пригласили на «поле боя» 65 врачей, которые были одеты в солдатское обмундирование. Таким образом, медики могли быстро оказывать помощь пострадавшим каскадерам.

Среди персонажей ” Войны и мира ” Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли – князь Василий, Элен, Анатоль – в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины – третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи – Ростовы, Болконские – имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.