Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Какой духовный смысл изречения: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»? Человек которому ничто человеческое не чуждо

«НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МНЕ НЕ ЧУЖДО», —

ЯДОВИТО ЗАМЕТИЛ НАЧАЛЬНИК, ПРОВОДЯЩИИ СОВЕЩАНИЕ,

ШЕПТАВШИМСЯ МЛАДШИМ ОФИЦЕРАМ, —

«Я ВЕДЬ НЕ ТОЛЬКО ЗАРЫЧАТЬ, НО И УКУСИТЬ МОГУ!»

(Корабельный фольклор.)

Если какую-то глупость или явную чушь вам скажут несколько человек, то вы сначала смеетесь, потом пытаетесь доказать обратное, затем просто не об­ращаете внимания, потом злитесь, и в конце концов вам уже как-то хочется в это верить.

Очевидная лесть примитивна и прозрачна, она даже раздражает, но, черт возьми, как приятна! Ибо даже умным людям очень часто внутренне что-то мешает заткнуть фонтан чьей-нибудь лести.

Первое впечатление на командиров и подчиненных уже никогда не произведешь со второго раза!

Имеющего власть всегда что-то подталкивает злоупотребить ею.

Ни один самодур сам себя таковым не считает. Он просто искренне уверен, что его позиция — самая правильная!

Памятный адрес по случаю проводов со службы — это возможность само­стоятельно прочесть или услышать свой собственный некролог еще при жизни.

Если вы терпите одну неудачу за другой, но считаете, что жизнь полосатая, как тельняшка, и надо вскоре ждать удачи, то оглянитесь — быть может, из-за вашего упрямства, рассеянности или разгильдяйства вас несет вдоль черной полосы.

Тот, кто хочет пить шампанское, рискует! Но, чаще всего, теми, кто неумеренно пьет водку.

Чтобы легче запомнить что-либо, мы придумываем разные условные по­метки и мнемонические знаки — крестики, узелки и т.д. Потом же часто мучи­тельно вспоминаем — что бы это значило?

Подготовив, на всякий случай, блестящий «рояль в кустах», надо еще и не допустить, чтобы никто не сходил в эти ваши кусты «по нужде». Большой или маленькой.

С возрастом приобретаешь служебный опыт, который не купишь, углубля­ешь свои теоретические познания в специальной области, которые не сразу соберешь. И, что самое грустное, поневоле приобретаешь кое-какие познания в медицине, от кото­рых никуда не денешься. Так сказать, «на собственной шкуре» и внутренностях…

Профессиональные болезни — это бесплатные приложения к послужному спи­ску: радикулит — от поста вахтенного офицера на ходовой вахте, гастрит — от корабельного камбуза, ревматизм — от боевых служб, нервы — от начальни­ков, сердце — от подчиненных, аритмия — от ночных тревог, геморрой и про­статит — от штабной работы и командировок, цинизм — от слишком долгой службы.

Самое большое, что нас раздражает в молодых офицерах — так это то, что мы к ним уже не принадлежим. И самое поганое — что уже никогда и принадлежать-то к ним больше не будем! Они — то еще смогут стать старшими и опытными, а мы стать молодыми — вот уж, фигушки!

Подводник (с солидным опытом «автономок») отличается от всех остальных тем, что героически бросается затыкать своим телом даже разрывы садовых шлангов и упорно и привычно закрывает за собой все двери, которые он проходит, даже на даче, доводя этим всех нормальных «штатских» людей до «белого каления» и столбнячного изумления. А также — тем особым металло — черт- знает- еще с чем, запахом от своей формы, который он приносит в свой дом, сразу же улавливаемый всеми женщинами и абсолютно незаметным для него самого.

Подводник искренне ненавидит все раскрытые двери и тех, кто их за собой не закрывает.

Любая очередь вызывает желание искать пути ее обхода для достижения за­ветной цели в ее начале, а также стремление мобилизовать для этого возмож­ности своих знакомых.

Чем миролюбивей кажется (или считает себя) человек, тем чаще ему прихо­дится доказывать это своими кулаками.

Офицер, который справедливо считается незаменимым в каком-либо деле, старается никого больше не подпустить к этому самому делу, чтобы его вы­сокий авторитет не «полинял».

Офицер, временно назначенный на должность (без перспективы утверждения в ней в дальнейшем), или ощущающий сам себя «временным», чего-то ожидая или выжидая, как правило, старается ничего не сломать, сохранить при помощи подпорок и подкладок, но ничего нового и долговечного не создает!

Говорят, что жить размеренной и запланированной жизнью — скучно. Интересно, что военные всю жизнь официально планируют каждый свой день в «Планах боевой подготовки», но тем не менее, никогда не скучают!

Если вы умеете что-то очень хорошо делать, помимо своих служебных обязанностей, этим вы и будете заниматься на службе. В свое личное время…

(Как только вы это проделаете один раз, или ваши друзья невзначай поведают вашему начальнику о ваших же талантах.)

Кощей Бессмертный наивно считал себя бессмертным, обнаглел. За что и грохнули.

Большой начальник никогда не идет на полный отпуск. Он боится продемон­стрировать всем то, что без него смогут долго обходиться, а, также, спровоцировать своим отсутствием коварные мысли, что без него дела в со­единении могут идти не хуже.

Близкого человека далеко не пошлешь!

Если не хочешь называть кого-либо наивным дураком — скажи, что он оп­тимист!

Если педантичный офицер попадает в экстремальную ситуацию, он все равно продолжает выполнять и в этих условиях весь перечень мероприятий — начиная с уже ненужных и неактуальных, и отвлекая на них силы и средства, необходимые для неотложных действий.

Военный пенсионер любит вспоминать суровые будни морской службы, чтобы полнее прочувствовать и ощутить еще раз все прелести гражданской жизни.

Если после твоего ухода дела в твоей родной части пошли несколько хуже, чувствуешь некоторое огорчение, но, однако, и рост тайного самоуважения, тоже.

Морщить лоб- это попытка оказать административное давление на собствен­ные обленившиеся извилины.

Создать что-то новое, современное и оригинальное можно только отступив от существующих взглядов, требований директив и инструкций. Если только это вам дадут сделать.

Если нет особого желания что-либо, обдумывать и разрабатывать, выпол­няя задание, то умственный труд превращается в тяжелый физический.

Избежать осуждения (и даже суда) за нарушение существующих норм, дирек­тив и требований можно только убедительно победив кого- либо или чего- либо.

Победителей не судят! Во всяком случае, сразу и открытым судом.

Если есть сила (физическая или административная), то легче доказать и нали­чие ума. По крайней мере, очень сомневающиеся в этом не будут выска­зываться. В слух.

8 марта — самый военный праздник, ибо только в этот день нет ни торжест­венных построений, ни других официальных мероприятий, отнимающих ваше личное время. Наконец, в этот день не нужно пить за праздничным столом за здоровье присутствующего начальника. Он может обидеться, не такая уж он, собственно, и … . Разве только за здоровье его жены. А за всех женщин мы всегда пьем с удовольствием.

Если вашему ребенку друзья на день рождения подарили игрушечный авто­мат, громко имитирующий стрельбу, вы вправе подарить их отпрыску боль­шой барабан, даже не дожидаясь дня его рождения. Бесплатный, но ценный иезуитский совет: с самым лучшим результатом это можно сделать суб­ботним вечером. Месть сладка!

Закон неизбежности события: Если собранные вместе m офицеров (мичманов или мужчин вообще) вынуждены бездельничать или проводить время t, не загруженное выполнением конкретной и ясной им задачи, и будучи уверенными в том, что вероятность проверки менее 50%, то через период t/2 самый молодой из них будет послан за n бутылками водки. Закон начинает действовать при следующих условиях: m > 2, t > 3. Тогда n стремится и превышает 0, 5 литра на человека. n/m >= 0,5 литра. Если астрономическое время вплотную приближается к вечернему, то вероятность второго «рейса» в магазин больше 50%.

Новая научная работа высокого начальника — это, скорее всего, компиляция двух-трех старых работ его подчиненных.

Сплетня — эта новость, которая не требует подтверждений.

Никто и никогда не будет по секрету шепотом рассказывать соседу, о том, какой вы умный или порядочный.

Когда говорят начальнику что-то приятное, и добавляют: «я вам не льщу», значит, хотят сделать лесть достаточно тонкой. Или усилить ее, делая вид, что говорят начальнику чистую правду!

Новый начальник и старые законы.

Чем больше географическое расстояние до начальника, тем к нему отношение лучше. Когда он приезжает познакомиться с вами поближе, то в более, чем 66 % случаев его отношение к вам ухудшается, а ваша любовь к нему постепенно увядает!

Уважать большого начальника лучше всего издали.

Вновь назначенный начальник считает прежнего или — лентяем, или — недоумком! Как иначе объяснить попытки радикально изменить прежние порядки!

Если этот начальник не может сразу же изобрести чего-то нового — он сокрушает старое..

Сокрушая старое, он искренне верит в свой вклад сотворение нового.

Признаком нового стиля управления он считает суровость и непреклонность — даже там, где этого не нужно!

Нового начальника отличает безапелляционность и автократичность принимаемых решений.

Нового начальника труднее убедить в ошибочности любого его решения или избранного курса.

Для нового начальника в коллективе долгое время не существует авторитетов, что усугубляет отход от прежнего курса.

Новый начальник чаще закусывает удила и несется к намеченной цели по бездорожью, не заботясь о том, что в его арбе все подпрыгивают и трясутся!

В ходе процесса ковки своего счастья человек получает неприятности, как сопутствующую продукцию.

Отказ от радикальных мер к мелким и крупным пакостникам, прикрывае­мый на словах жалостью к их родителям и будущей судьбе, на деле является заботой о чистоте своего лица или сохранности своей собственной «шкурки».

Если молодой командир (начальник), считает, что он доходчивее доводит свои требования до подчиненных через затрещины — значит, он просто считает себя вожаком обезьяньего стада.

Когда дел накапливается столько, что не знаешь за что и браться, тогда поне­воле хватаешься за голову!

Выпрямляющиеся извилины, как старые пружины, напрягать становится все сложнее!

Очень трудно шевелить мозгами, когда извилины уже выпрямились!

Прямому течению военной мысли все же мешают остатки извилин.

У опытного офицера множество извилин. Но они как-то закостенели и не хо­тят менять свою форму.

Некоторые путают морщины своего мозга с извилинами, пытаясь их заста­вить выдать оригинальное решение.

Морщины на лбу — след от выпрямившихся извилин, не задействованных своевременно на военной службе.

Карьеры людей подобны ракетам — баллистические, низколетящие, управ­ляемые и НУРСы. Одни высоко взлетают, но, в конце — концов, и шлепаются на землю, другие, летя низко над землей, выполняя свои реальные, призем­ленные цели и не стремясь к заоблачным далям, одни управляются ЦУПом, и идут по строго заданной кривой, а последние несутся по жизни куда попало, всех пугают и задевают, а потом красиво сгорают.

Очень трудно хранить молчание, особенно когда твоего мнения никто не спрашивает.

Ратующий за свободу совести, скорее всего надеется на свободу от совести.

Молодой офицер выдает больше оригинальных идей и эвристических реше­ний, чем опытный не потому, что он умнее. Опытный служака просто уже знает, что ему же и придется их выполнять, изыскивая несуществующие сред­ства и резервы…

Когда заканчивается молодость, офицеру приходится придумывать другое оправдание своим глупым выходкам, необдуманным поступкам и нелепым ошибкам.

Ошибки бывают свои и чужие. Опыт — сын ошибок трудных, он позволяет избегать их в дальнейшем, или совершать их на более высоком исполнительском уровне. Он также позволяет предостерегать от них более молодых умных коллег. Более же глупые все равно предпочитают собственные свежие ошибки уклонению от старых чужих. И еще одно — из ошибок можно совершенно не делать никаких выводов — если их последствия тебя не коснулись. Или коснулись не слишком больно!

Среди современных мичманов еще попадаются ветераны старой закалки, ко­торым надо просто дать задание, что нужен вечный двигатель, но только не говорить, что его не бывает в принципе. И тогда они непременно найдут последний не­учтенный его экземпляр у какого-то своего приятеля на всеми забытом складе. Если же попадутся продвинутые мичманы, подкованные в теоретической физике, то надо им сказать, что его все же сделали, но всего в нескольких экземплярах. И вот тут, главное, не прозевать момента, когда они будут один из них прилаживать к своим «жигулям», или устанавливать в своем собственном гараже для бесплатного освещения и копчения «окорочков» для закуски…

Даже умные люди часто выбирают себе в единомышленники таких индиви­дуумов, у которых в голове больше одной мысли просто не помещаются. Просто по скудоумию.

Объединение же их мыслительного аппарата воедино для решения насущ­ной нестандартной задачи уверенно обеспечивает ее провал.

Лучше согласиться с командиром, не соглашаясь, чем, не согласившись, вы­полнить его указание, согласно выданной установке, пусть и абсолютно бездарной, но под его же полным и неусыпным контролем.

Сорвавшись откуда-то, лететь не так уж и плохо. Упасть же и убедиться, что вода — мокрая и холодная, или палуба — жесткая, вот именно в этом со­всем мало приятного.

Когда Бог отнимает должность, он непременно возвращает разум!

В результате административно-воспитательных мер в соединениях и в час­тях бывает, что на место снятых голов сажают совсем другие части тела.

Многократно административно-снятая или оторванная свирепыми началь­никами голова становится, со временем, осторожнее и хитрее. Но не умнее.

Во время «автономки», внутри прочного корпуса, подводники отличаются друг от друга, не взирая на должности и звания, только размером и рисунком желтых пятен на голубых разовых трусах!

«Лучше всего чувствуешь себя подводником тогда, когда ты в отпуске. Но до него еще надо постараться как-то дожить!» — из выступления командира ПЛ, перед началом подготовки к выходу в море .

Отпуск — это пятое и всегда лучшее время года.

Получив отпускной билет, умный и опытный офицер быстро скрывается из поля зрения начальника на сверхвизговой скорости, оставляя за собой шлейф пыли, опавших листьев или белой метели (по времени года). Пока начальники не вспомнили, чего же он не успел доделать. Молодой же и не в меру наглый офицер продолжает курсировать в зоне прямой видимости начальства, раз­дражая его своей независимостью и непричастностью к проблемам, которые мучают командиров. За что он, так или иначе, потом расплачивается.

Если начальство знает о том, где ты находишься, — не будь там!

Если маневр, действие, стрельбы и т.д. пошли как-то иначе, но все равно при­несли хоть какой-то результат, не проявляйте удивления внешне, а делайте уверенно — скучающий вид, что так оно все и должно было быть.

Если сегодня ничего не хочется делать — лучше ничего не делай! Чтобы зав­тра ничего не переделывать. Но если и завтра…

Сколько ни спи в рабочее время, все равно тебе не компенсировать тех вы­ходных и «сходов», которые у тебя отобрал твой начальник!

Чем больше подчиненных разных категорий, тем больше желания перело­жить на них не только служебные дела, но и домашне — хозяйственные обязан­ности, оправдываясь перед собой не ленью, но занятостью…

Отрабатывая кучу вводных своего начальника, и не успевая к установленным срокам, надо помнить, что все равно за кое-что от него вам достанется, про­сто за что-то — несколько сильнее.

Офицер надевает белую рубашку, или появляется в ней на построении тогда, когда: а) объявлена парадная форма;

б) объявлена соответствующая форма одежды;

в) надо сделать вид, что под шинелью одета парадная тужурка

г) предстоит праздничное торжественное мероприятие;

д) приходится идти в ресторан в военной форме;

е) предстоит его награждение или «выволочка» высоким начальником,

ж) после такого мероприятия ему так и не удалось добраться до дома или каюты вплоть до подъема флага.

з) идет в первый раз на свидание с женщиной (особенно — с новой, которая о нем еще не имеет никакого понятия);

и) приходится бежать на корабль к подъему флага прямо от нее;

к) идет на зачет или экзамен, стремясь произвести на преподавателя (соответствующего начальника или специалиста) лучшее внешнее впечатление о себе, чем произведут его знания;

л) не удалось обнаружить в шкафу чистых и глаженых кремовых рубашек, а до построения времени уже не осталось.

м) жена находится в отпуске, стирка была спланирована на выходной, а поне­дельник наступил как — то вдруг и слишком уж неожиданно, (после набега на его квартиру орды скучающих друзей), а выбирать в шкафу уже было не из чего. ..

Выход на пенсию — последний шанс стать молодым. По типу: «молодой кур­сант», «молодой офицер», «молодой командир», «молодожен», и … «молодой пенсионер».

Безнадежность — это когда приходится верить обещаниям начальника, а бе­зысходность — даже правительства.

Повышение окладов госчиновнику с целью повышения его иммунитета к взяткам приводит к неизбежному повышению размеров взяток и подношений, необходимых для решения вопросов, находящихся в его ведении, а также ми­нимально — приличных цен подарков к его дню рождения!

Умный ищет решение, сильный и умелый — пути реализации этой идеи, а хит­рый — одного человека, который бы все придумал и другого — кто сделал бы это все вместо него.

При непривычной загрузке головы подчиненного сразу большим объемом свалившихся на него познаний, скорость реакции на команды и задания резко снижается, и даже внешне наблюдается некоторое дымление его прически от напряженной работы извилин.

«Не место красит человека! А человек украшает свое место!» — сказал коман­дир соединения, руководивший перестройкой своего нового кабинета.

С.Ф.ИЛЬИН (В.Белько)

Выражение “Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо”, является очень старым, ему более 2 тысяч лет. Впервые оно появилось за 162 года до Р.Х. Люди, которые любят читать античных классиков, могут найти его в комедии драматурга Публия Теренция Афра “Истязающий сам себя”. Цитата из комедии Теренция встречается в трудах Цицерона и Сенеки.

Большинство людей, которые употребляют это выражение, с творением античного автора не знакомы. Используя меткую фразу, они вряд ли представляют, как исказился ее смысл за два тысячелетия. Если что какая-то фраза была использована в трудах таких достойных мужей, как античные философы и драматурги, это не означает, что она сохранила мысли авторов.

Иеромонах Иов (Гумеров) подробно разбирает значение фразы “Homo sum, humani nihil a me alienum puto”, рассматривая смысл, заложенный Теренцием и Сенекой. Он также дает характеристику современному звучанию этого высказывания. По словам иеромонаха Иова, Теренций, изображая несчастного отца в комедии “Истязающий сам себя”, хотел сказать этой фразой, что каждый человек способен к сочувствию, он сопричастен к общечеловеческому горю и радости.

Когда Теренция цитирует Сенека в своих “Письмах к Луциллию”, то он говорит о том, что человек рожден для служения обществу, что каждый должен быть готовым прийти на помощь ближнему. Сенека говорит о равенстве и единстве всех людей. Таким образом, он не искажает смысл, заложенный в высказывание Теренцием.

Ранее эту фразу цитировал Марк Туллий Цицерон. Он вложил в нее немного другой смысл, потому что его речь касалась равноправия всех граждан. Однако благородное значение фраза все-таки сохранила. Тем не менее, смысл цитаты, хорошо понятный античным авторам, оказался искажен, когда Теренция начали цитировать европейцы в период Ренессанса.

Сегодня выражение “Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо” имеет несколько вульгарный смысл. Оно оправдывает все человеческие пороки и недостатки. С помощью этой фразы люди стремятся объяснить свое стремление к греху. Это очень удобно – прикрываться крылатым высказыванием, уклоняясь от тесного пути спасения в Боге.

Вместо того, чтобы соблюдать заповеди, можно оправдать свои страсти общечеловеческими стремлениями. Это лишь указывает на развращенность людей, которые потеряли ориентиры и потакают своим слабостям. Православный человек не может использовать эту фразу, потому что сегодня ее понимают в определенном вульгарном ключе.

Я человек, ничто человеческое мне не чуждо


Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Валерий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195 – 159 до Р.Х.) «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях – «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

Менедем

Неужто мало дела у тебя, Хремет?

В чужое дело входишь! До тебя оно

Совсем и не касается.

Хремет

Я человек!

Не чуждо человеческое мне ничто.

Дозволь вопрос, дозволь и увещание.

Коли ты прав, так буду поступать и я,

Не прав – я отклонить тебя попробую.

(Акт 1. Сцена 1)

Слова Хремета стали афоризмом. Но вряд ли Теренций предполагал, что они будут одним из самых известных афоризмов и много веков спустя. Не мог он предвидеть и того, что в эти слова будут вкладывать совсем иной смысл, чем они имели первоначально. В словах Хремета выражена мысль о причастности человека ко всему человеческому – о соучастии человека в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу. Так, Луций Анней Сенека (ок. 4 до Р.Х. – 65 по Р.Х.) писал: «Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество – это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод» (Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XCV).

Ранее и Марк Туллий Цицерон (106–43 до Р.Х.) использовал афоризм Теренция: «Природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. И я, говоря «природа», хочу, чтобы во всем этом рассуждении меня так и понимали. Но испорченность, связанная с дурными наклонностями, так велика, что от нее как бы гаснут огоньки, данные нам природой, и возникают и укрепляются враждебные им пороки. И если бы люди – как по велению природы, так и в силу своего суждения – признавали, что «ничто человеческое им не чуждо», как говорит поэт, то все они одинаково почитали бы право» (Цицерон Марк Туллий. Диалоги. М., 1994. С. 99).

Обоснование верной идеи единства человечества как у Цицерона, так и у Сенеки имеет натуралистический характер. Библейско-христианское учение преодолевает ограниченность языческого мировоззрения. Апостол Павел, выступая в ареопаге, дал точное богословское обоснование идеи единства человеческого рода: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17: 26). Господь Творец не только произвел всех людей от одного человека (Адама), но и положил основные законы жизни человечества и главную цель человеческой жизни – стремление к Богу (чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27). После Боговоплощения и Искупительной Жертвы Иисуса Христа подлинное единство человечества возможно только во Христе.

Ни в период раннего христианства, ни в средние века к афоризму Теренция христиане не обращались. Лишь в эпоху Ренессанса, когда возникла гуманистическая философия, афоризм Теренция стал использоваться для апологии человека и оправдания его слабостей и даже пороков. Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) писал: «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» («Речь о достоинстве человека»). Эразм Роттердамский (1466–1536), отвечая на резкие и грубые высказывания М. Лютера, замечает: «Если бы ты ограничился двумя или тремя выпадами, могло бы показаться, что они вырвались у тебя случайно, но эта книга повсюду кипит поношениями! Ими ты начинаешь, ими ты и заканчиваешь. Если бы ты удовлетворился одной из насмешек такого рода, как называя меня «бревном», «ослом» или «грибом», я бы не ответил ничего, кроме слов: «Я – человек, и, думаю, ничто человеческое мне не чуждо» (Эразм Роттердамский. Гипераспистес // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 582).

Нравственный антропоцентризм гуманистов неизбежно вел и привел к разрыву с великой христианской традицией, направленной на возрождение человека путем духовного врачевания падшего человеческого естества. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Священное Писание и святые отцы открыли путь победы над грехом: «Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. Ибо единение с Богом-Словом, разрешением клятвы, восстановило в силе все естество, сделав таким образом неизвинительным для нас склонение произволения на страсти. Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти» (преподобный Максим Исповедник).

Дух примиренности с грехом и самооправдания породил постепенно различные идеологии безбожия и человекобожия. Ф.М. Достоевский в диалоге Ивана Карамазова с князем тьмы показывает демоническую природу человеческого самооправдания. Явившийся Ивану собеседник говорит: «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto». «Как, как? Сатана sum et nihil humanum… это неглупо для черта!» – восклицает Иван и слышит в ответ: – «Рад, что наконец угодил» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15. М., 1976. С. 74). Преподобный Иустин (Попович), комментируя это место романа «Братья Карамазовы», говорит: «Тайна личности Ивана раскрыта. Она состоит в интеллектуальном родстве и интимных дружеских отношениях с диаволом. И как диавол говорит Ивану: «Я – сатана, и поэтому ничто человеческое мне не чуждо», с таким же правом и Иван может сказать диаволу: «Я – человек и думаю, что ничто сатанинское мне не чуждо». Человек и диавол становятся как бы синонимами; они могут соперничать друг с другом и заменять один другого в нашем человеческом мире, а возможно, и еще в каких-то других мирах» (Иустин (Попович), преподобный. Ф.М. Достоевский о Европе и славянстве. Глава «Тайна атеистической философии и анархистской этики»).

В современной жизни и культуре афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет идти тесным путем спасения. Кто не хочет жить по заповедям Божиим, тот добровольно подчиняется власти демонов, ибо «кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). Однако, слово Божие увещевает беспечных: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7–8).

«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Homo sum, humani nihil a me alienum puto, лат.) - цитата из комедии «Самоистязатель» (Heauton Timorumenos, лат) 1 , 1, 1, 25 римского писателя Теренция (195/185–159 до н.э.).

В комедии эта фраза из разговора двух соседей:

Менедем: Неужто мало дела у тебя Хремет?

В чужое дело входишь!

Да тебя оно Совсем и не касается.

Хремет: Я - человек!

Не чуждо человеческое мне ничто (лат. Homo sum, humani nihil a me alienum puto).

Примечания

* «Самоистязатель» (Heauton Timorumenos, лат) является переделкой комедии греческого писателя Менандра

Примеры

Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.) - о философе Монтене:

"На стене его башни красовалось и высказывание латинского поэта Теренция: “Homo sum: humani nil a me alienum puto”. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо."

(1925 - 1991), (1933 - 2012)

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "А может и уступить, махнуть на всё рукой («Живём один раз», «Надо брать от жизни всё», «Ничто человеческое мне не чуждо »), и тогда ему остаётся одно: как можно скорее уходить из института."

(1844 - 1927)

Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.): "Лямбль производил впечатление выдающегося человека и был таковым в действительности. Хозяин в своей части, он не был узким специалистом, а отзывался на всевозможные» духовные запросы человеческой природы. Любитель и знаток европейской литературы, тонкий ценитель искусства, он мог с полным правом сказать о себе «nihil humanum me alienum puto »"

(1860 - 1904)

" " (1886 г.) - слова человека, который недавно похоронил жену, сильно переживал, но вскоре стал развлекаться в женской компании: "Сию минуту-с! - говорит «суетный и фатоватый» человек, поправляя галстух. - Смешно, брат, и жаль, жаль и смешно, но что поделаешь? Homo sum (прим. Начало латинского изречения: Homo sum, humani nihil a me alienum puto (Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо).)... А все-таки хвалю природу-матушку за ее обмен веществ. Если бы у нас оставалось мучительное воспоминание о зубной боли да о тех страхах, которые приходится каждому из нас переживать, будь всё это вечно, скверно жилось бы тогда на свете нашему брату человеку!"

"Мои жены" (1885 г.): "Я не люблю женщин. Я рад бы вовсе не знаться с ними, но виноват ли я, что homo sum et humani nihil a me alienum puto? Кроме права выбора, над человеком тяготеет еще «закон необходимости»."

(1821 - 1881)

" " (1866 г.) ч. 4 гл. 1: "Да ведь предположите только, что и я человек есмь, et nihil humanum ... одним словом, что и я способен прельститься и полюбить (что уж, конечно, не по нашему велению творится), тогда всё самым естественным образом объясняется. Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва?"

Homo sum, humani nihil a me alienum puto ) - фраза из комедии римского писателя Теренция «Самоистязатель» (1, 1, 25), которая является переделкой комедии греческого писателя Менандра . Часто цитируется по-латыни. У Теренция фраза эта имеет иронический характер: в разговоре двух соседей один упрекает другого, что он вмешивается в чужие дела, передаёт сплетни, не думая о собственном доме. На это другой возражает: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»

Менедем :
Неужто мало дела у тебя Хремет?
В чужое дело входишь! Да тебя оно
Совсем и не касается.

Хремет :
Я - человек!
Не чуждо человеческое мне ничто

Выражение может означать:

Примеры цитирования

А я [...] хочу жить, хочу жуировать: homo sum et nihil humani a me alienum puto .

Напишите отзыв о статье "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо"

Примечания

Литература

  • Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю. С. Цыбульник. - М.: АСТ, Харьков, 2005. - 350, с. - (Мировая классика).
  • Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Авт. Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина - М.: Правда, Москва, 1986. - 768 с.

Отрывок, характеризующий Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.