Когда праздновать рождество. Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни, Рождественская, на Крещение, Сретенье, Благовещенье, Вербное Воскресенье, Пасху, Радоницу, Тр

Один из любимых христианами православных праздников – это великий двунадесятый праздник Церкви Рождество Христово.

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в «свой» город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды.

Рождество Христово — самый большой православный праздник после Пасхи (Воскресение Христа). Празднуется вечером 6-го января (этот день называется «сочельником») и днём 7-го января. (Эти даты соответствуют 24 и 25 декабрю по старому стилю).

Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января — сочельник — день строгого поста, в течение которого полагается полностью воздерживаться от пищи «до первой звезды». Пост же заканчивается с окончанием службы 7-го января.

Отнесение праздника Рождества Христова на 25 декабря по старому стилю не обусловлено историческим соответствием этой даты истинному дню рождения Господа, который и в древности, и до настоящего времени остается неизвестным.

Служба на Рождество

Православная Рождественская служба с 6 на 7 января проходит в церквях и храмах по всему миру. Начинаются Рождественские богослужения 6-го января еще утром, завершаются в 1 -3 часа ночи 7-го, однако время от времени уже на рассвете- Литургией с песнопениями колядок.

В канун Рождества, в церковь идут прихожане на вечернюю службу, исповедуются, причащаются. Служители в церкви примерно знают собственный приход, от количества людей зависит длительность службы.

Поэтому и время начала определяют различное - Всенощное бдение бывает в канун огромных церковных праздников, начало в различных Храмах - с 17:00 до 23:00 часов.

Начинается Великая вечерня (великое повечерие) с песнопениями, после время от времени исповедуют практически до полуночи, а потом в 00:00 ночная Рождественская литургия, а время от времени напротив поначалу вся служба,потом исповедь и причастие, тут строгих правил нет.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

Частые вопросы

Я сегодня утром ходил в храм и спросил во сколько начнется Рождественная служба, мне сказали, что в двенадцать. Ого! Я ни разу не был на Рождественской службе и в связи с этим вопрос: сколько времени она длится? Часа 2? Или больше? Кто был?

Как я понимаю, в 12 ночи, а не в 12 дня. У вас два варианта: 1) с 12-ти ночи служится рождественское всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, утрени и 1-го часа, затем, как обычно: 3, 6 часы и Литургия, 2) либо всенощное бдение служится заранее, вечером, а в 12-ть начинаются часы, исповедь и Литургия. Я почти уверен, что у вас 1-й вариант.

Что делать, если служба до утра?

У нас — было дело — закончили под утро, за час до транспорта, но пришлось оставить открытым вход в монастырь и Большой собор — многие без машин, и не выехать было уже никак. Потом перестали так делать — видимо, решили, что не дело всё-таки, когда посторонний народ ночью по монастырю болтается.У нас когда приход поменьше был — всегда ночью служили, под утро заканчивали. И до первого транспорта как раз успевали все разговеться вместе. Но сейчас народу стало много, организовать общее разговение сложнее. К тому же раньше те, кто готовил чай и бутерброды, фактически не могли полноценно участвовать в службе (а это не чужие наемники, а наши прихожане и сотрудники храма). Поэтому теперь общий праздник проходит уже не после ночной службы, а днем следующего дня, когда люди уже отдохнули и выспались.Но если кто-то не успевает по каким-то причинам уехать ночью (например, ехать далеко и с пересадками) — спокойно остаются ночевать в храме.

Праздник Христового рождения православные традиционно отмечают начиная с 6 января. Одними из первых о рождении Спасителя узнали волхвы. Увидев яркую звезду на небосклоне, они пошли на поклон к новоявленному Мессии с символическими дарами. Они принесли ему древесную смолу, как обычному человеку, ладан, как посланнику Господа, и золото, как царю. О рождении Спасителя узнал и Ирод, он не смог достойно принять эту новость, побоялся посланника Божьего и приказал убить всех младенцев, которым не исполнилось 2 лет. Родители вместе с Христом бежали в Египет и таким образом смогли спасти его.

Рождество по праву считается одним из величайших праздников в православии. В установленной иерархии по значимости он находится на втором месте, уступая первенство лишь . Чтобы правильно к нему подготовится, необходимо выяснить, когда Рождество 2020 празднуют. Дата его неизменна – все ритуальные празднества начинаются с восходом звезды 6 января. В указанный вечер принято собираться большими семьями за одним столом, на котором по традиции должно быть 12 блюд. Главным атрибутом праздника является кутья. Основой для нее служит каша, в нее также добавляют орехи, сухофрукты, мед, мак. Примечательно, что верующие православные, хоть и накрывают богатые столы, до восхода первой звезды не едят.

Многие вооцерквленные люди не задумываются о том, как встречать Рождество Христово 7 января в 2020 году. Они еще 6 числа отравляются в церковь на всенощную службу. Она начинается с повечерия великого и длится всю ночь. После отовсюду слышны поздравления с приходом великого праздника и прославления рожденного Иисуса.

Если вы хотите увидеть все таинство праздничной службы, тогда вам интересно, во сколько начинается Рождественская служба 6 января. Во многих церквях служение начинается за час до полуночи, а сама служба будет длиться где-то до 4 часов утра. Но, чтобы не опоздать, лучше уточнить точное время у служителей того храма, в который вы планируете идти.

В Рождественский сочельник традиционно по улицам ходят ряженые. Они колядуют под окнами домов и развлекают всех встречных. Этот период считается удачным для , несмотря на все церковные запреты, они всегда были популярными. Неплохо также знать приметы с 6 на 7 января. Например, в народе говорят, что звездное небо в эту ночь – к урожаю ягод, иней на деревьях – к отменному урожаю зерновых, а тепло в день Рождества принесет холодную весну.

Но в канун праздника важно не только помнить о приметах и традициях, а и не забывать сказать несколько добрых или

Реклама

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленных церковью в честь появления на свет воплоти Иисуса Христа от Девы Марии. В православии Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом.

В ночь с 6 на 7 января 2018 года верующие христиане отметят Рождество Христово. По преданию в этот день на свет появился Иисус Христос.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: когда, что за праздник?

Рождество Христово – праздник, которому радуются люди во всем мире — ведь в этот день началась новая эра «от Рождества Христова». Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников».

По новому стилю, праздник отмечается ежегодно с 6 на 7 января. Официальный день празднования Рождества Христова, в соответствии с православным календарем, 7 января.

Следует отметить, что перед наступлением праздника верующие соблюдают сорокадневный Рождественский пост, он начинается в конце ноября.

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый, принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « святки», которые продлятся до крещенского Сочельника (18 января).

Предваряет праздник Рождественский Сочельник, который приходится на 6 января. Это особый день, он является последним и самым строгим днем поста.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: рождественское богослужение, когда и как проходит?

В Сочельник ближе к полуночи в храмах начинаются Рождественские богослужения. Верующие начинают праздновать Рождество Христово после завершения службы.

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Начало праздничного богослужения в 23.00.

Если же говорить о рождественском богослужении — то это лучший подарок ко Дню рождения Христа!

Скажем несколько слов о порядке и последовательности его совершения в праздник Рождества:

Богослужение состоит из служб суточного круга: утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. На практике такая молитва бывает всего два раза в год, на самые великие праздники – Рождество и Пасху. Всенощное бдение – это богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени.

С молитвы «Царю Небесный», обращенной к Святому Духу, начинаются многие богослужебные последования Православной Церкви.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог». В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества.

В храме звучит песнопение, завершающее чинопоследование повечерия. Текст песнопения взят из Евангелия.

После торжественного провозглашения и пения «Бог Господь и явися нам» начинается полиелей (в переводе – «многомилостие»). Свое название эта часть утрени получила от содержания псалмов 134 и 135, прославляющих милость Божию.

Под сводами храмов звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

За чтением Евангелия поется стихира евангельская, повторяющая основные мысли прочитанного отрывка из Святого Писания.

Пение канона — особо торжественная часть утрени. Канон – духовно-поэтическое произведение, составленное по определенным правилам. Само слово «канон» означает «мера» или «правило». Канон состоит из девяти основных частей – песней. Песни состоят из нескольких тропарей, которые обычно читаются и ирмосов, которые исполняет хор. Слово «ирмос» означает «связь». Эти песнопения связывают между собой песни канона и библейские песни Первые строки этой праздничной проповеди таковы: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!»

В конце пения канона (на патриаршем богослужении его поют не весь, а только ирмосы) обычно поется песнь Пресвятой Богородицы.

За каноном следует пение стихир на хвалитех – рождественских песнопений, которые присоединяются к стихам из «хвалитных» псалмов. «Хвалитными» или хвалебными называются псалмы 148, 149 и 150. В них содержится славословие Богу и все творение призывается к прославлению Творца: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, Тебе подобает песнь Богу».

Возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет» начинается пение Великого славословия, возвещенного Ангелами Вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Великое славословие завершается пением Трисвятого: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

Еще во время богослужения произносится просительная ектенья. По форме ектенья представляет собой своеобразный диалог. Диакон возглашает молитвенные прошения, а хор от лица молящихся отвечает на эти прошения: «Подай, Господи». Отсюда название ектеньи – «просительная».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Рождество Христово в Русской православной церкви всегда встречают 7 января по новому стилю. История и смысл праздника, традиция ночного богослужения, иконография и тропарь праздника.

7 января 2018 года. Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Событию предшествует , который заканчивается Сочельником.

Праздник Рождества Христова стал отмечаться достаточно поздно – только в III веке. Это произошло потому, что в Иудее было не принято как-то специально отмечать день рождения человека, особо чтились только события, прославляющие Бога. Именно поэтому первоначально отмечались Рождество и Крещение Спасителя в один день. И только при развитии гностицизма, появилась необходимость конкретизировать само событие Рождения Спасителя от Пресвятой Девы.

Место, где по преданию родился Христос, можно увидеть и сейчас. Над пещерой Рождества Христова была выстроена базилика, где у восточной стены крипты в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами место, где Христос появился на свет.

О том, что в мир придет Миссия – Спаситель мира, давно существовали пророчества, которые позже были записаны в библейских текстах.

Именно в исполнении пророчеств, шли волхвы за звездой, точно рассчитав момент ее появления на небосклоне. Они несли рожденному Царю золото, ладан и смирну. Часть людей, подобно волхвам, приходят ко Христу через разум.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

А простым пастухам было наитие – им явился ангел и повелел идти в определенное место. Именно там, в пещере, где содержали скот, в яслях, из которых кормили ягнят и встретил их новорожденный Царь Иудейский. И сейчас многие люди приходят ко Христу, обретя веру в сердце своем.

Событие это стало настолько значимым, что от времени рождения Спасителя стали вести счет летоисчислению. Таким образом, мы всегда можем знать, сколько лет назад родился Христос. Он родился ровно столько лет назад, какой год сейчас по календарю.

Рождество Христово – один из немногих праздников, служба которого часто совершается ночью. Это не обязательно, поэтому в каком храме будет ночное богослужение, а где утреннее, нужно узнавать заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

Если есть намерение посетить ночное богослужение и причаститься, то необходимо дополнительно узнать о времени, когда будет проводиться исповедь в храме. Особо надо обратить внимание на время последнего приема пищи. Он должен быть не позднее, чем в 19-20 часов вечера, хотя многие не вкушают и после однократной трапезы Сочельника.

Рождественская ночная служба достаточно длинная, так как на ней читаются пророчества о рождении Мессии, на утрене исполняется канон «Христос раждается…», на литургии поются праздничные антифоны. Длина службы зависит от нескольких факторов, которые определяются в каждом храме настоятелем, поэтому время служб Сочельника и Рождества лучше уточнять заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

На каноничной иконе Рождества Христова изображается все событие праздника. На ней можно увидеть шествующих за звездою волхвов с дарами, пастухов, славящих Господа ангелов и обязательно Звезду. Конечно, центральное место на иконах отведено Святому Семейству – Деве Марии, Праведному Иосифу и самому Богомладенцу.

Тропарь Рождества Христова исполняется на 1 глас.

Кондак Рождества Христова исполняется на 3 глас. Это хвалебная песнь, где можно услышать описание всего события праздника.

Часто в храмах исполняется Кондак Рождества Дмитрия Бортнянского.

Рождеству предшествует пост, который длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе «малой Четыредесятницей», так же, как и Великий пост. Праздник Рождества Христово имеет пять дней предпраздненств, (такое большое предпраздненство имеет только этот Господский праздник) и 6 дней попраздненства.

В течение пяти дней предпраздненвства служится повечерие. На повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. «В этих песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Сына Божия явилось для Него Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие». В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение сходное с богослужением Великого поста и читается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко…» с земными поклонами. С Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается пение рождественской катавасии (это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе): «Христос рождается, славите…». Рождеству Христову предшествует Неделя святых праотец, в эти дни вспоминаются те ветхозаветные праведники, которые спаслись верою в имеющего родиться Христа. Следом за ней идет Неделя святых отец. В Неделю святых отец или Неделю перед Рождеством Христовым, в которую вспоминаются люди, принадлежавшее роду, из которого вышел Спаситель, совершается дополнение к воскресной службе из Октоиха, особая служба из Минеи, и читаются особые Апостол и Евангелие. Канун Рождества, называется Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник от слова «сочиво» - пшеница с медом. Это день строгого поста. Богослужение Рождества Христова – состоит из ряда служб, совершаемых накануне, в ночь Рождества и вечером в самый день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В эти службы входят: Царские часы, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, вечерня, повечерие, лития, утреня. Порядок служб определяется днем недели, на который приходится Рождество Христово.

Если сочельник Рождества Христова попадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются: Царские часы с Изобразительными. После них сразу совершается великая вечерня с чтением паремий, Апостола и Евангелия, после которой совершается литургия Василия Великого. После входа с Евангелием и «Свете Тихий» читается 8 паремий :

1. Быт.1:12-14 – содержание этой паремии указывает на то, что воплощение Сына Божия было новым творением 2. Числ.24:2-18 – пророчество Валаама о звезде от Иакова 3. Мих.4:6-8, 5:2-8 – пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме 4. Ис.11:1-10 – пророчество Исаии о жезле от корня Иесеева, на котором почил Дух Божий 5. Иер.3:36-38, 4:1-4 – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми 6. Дан.2:31-45 – пророчество Даниила о нерукосечном камне 7. Ис.9:6-7 – пророчество Исаии о рождении царственного Отрока 8. Ис.7:11-15; 8:1-4, 8-10 – пророчество Исаии о рождении Еммануила от Девы.

После первых трех паремий возглашается особый тропарь, конец которого «С ними же помилуй нас» (поется чтецом), после 6 паремии другой тропарь, конец которого «Жизнодавче, слава Тебе», после 8 паремии произносится малая ектения, затем следует Трисвятое и обычный порядок литургии св.Василия Великого. (Апостол. Евр.1:1-12; Евангелие от Лк. 2:1-20) После литургии происходит праздничное славление: выносят на середину храма свечу и перед ней поется тропарь и кондак празднику. Зажженная свеча знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество (поскольку вечерня связана с двумя днями, и на вечерни уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие). Под сам праздник служится всенощное бдение. Но оно не обычное, т.к. оно состоит не из великой вечерни и утрени, а из великого повечерия (т.к.вечерня уже совершалась) и утрени с первым часом. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, потом лития. На великом повечерии вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника. По полиелее – величание. По 50-м псалме вместо «Молитвами святых отец наших…» поется «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», стихира «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем…». Вместо «Честнейшую Херувим…» - припев «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». В конце утрени отпуст праздника «Иже в вертепе родивыйся и яслех возлегий…». В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста. (Апостол. Гал. 4:4-7; Евангелие Мф. 2:1-12). Поются особые празничные антифоны, «входное», вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся…», вместо «Достойно…» - Задостойник «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу…». Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы в этот день не совершаются, они переносятся на пятницу. При этом литургия в пятницу не совершается. Литургия совершается в субботу или в воскресенье, в день навечерия, при чем служится литургия Иоанна Златоуста, после которой совершается 9-ый час и великая вечерня с чтением паримий. На вечерне Трисвятое не поется, т.к. литургии за ней нет, читается Апостол (Гал.3:15-22), Евангелие (Лк.2:1-20), сугубая ектения, просительная ектения, обычный отпуст, после которого поется тропарь и кондак. Всенощное бдение совершается вечером в сочельник и состоит из Великого Повечерия (обычная вечерня была уже совершена после литургии), утрени с 1 часом. После Всенощного бдения в ночь с 6 на 7 января совершается Литургия Василия Великого. На следующий день после праздника 8 января празднуется – Собор Пресвятой Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, называемой Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) называется Неделя Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова, брата Господня. Двенадцать дней после Рождества Христова называются святками, т.е. святыми днями потому, что эти дни освящены событиям Рождества Христова и Богоявления. С древних времен Церковь освящает эти дни, согласно Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиих», и возбранено совершать таинство Брака. Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений.

Когда Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Частое повторение в этой песни: с нами Бог! - свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Господа Бога.

Книга пророка Михея (4:6-8, 5:2-8): «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли». Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов - родиной Давида. Располагается он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1Пар.4:1-4). Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу.

Книга пророка Исаии (7:11-15; 8:1-4,8-10):

«…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил …… прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог»! Эта паремия, читаемая на шестом часе, включает пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, что в переводе означает - «с нами Бог!»: Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет Cыном Девы, Его явление в мир ознаменуется чудом. Собственное имя Избавителя - Иисус. Еммануил - имя нарицательное и имеет многие другие значения (например, «Великого совета Ангел» или «Отец будущего века» и др.). «С нами Бог!». Эти слова и следующие за ними звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры.

Содержание Евангелия (Утр. - Мф.,1:18-25) . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Содержание Апостола (Лит. – Гал.,4:4-7)

«…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Слова апостола Павла, обращенные к христианам Галатии, указывают дверь ко спасению для каждого человека путем усыновления Богу, через Его Сына в приобщении Святому Духу.

Содержание Евангелия (Лит. - Мф.,2:1-12). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Слова Евангелиста Матфея читаются в праздник Рождества Христова во свидетельство о рождении истинного Мессии - Спасителя. Волхвы принесли Младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Великое повечерие на Рождество Христово. Стихира на литии.

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе». Перевод: Небо и земля в сей день соединились при рождении Христа. В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел. Сегодня видим Невидимого по естеству во плоти ради человека. Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир: его нам даровало пришествие Твое; Спаситель наш, слава Тебе!"

Главная тема этого текста – Появление Спасителя на земле во плоти. Догматическая идея: Христос стал человеком, оставаясь Богом. Он пришел в мир для спасения людей и ради этого стал человеком (открывается смысл пришествия Христа на землю). Художественным образом служат слова «небо и земля соединились», показывая соединение двух, казалось бы, далеких друг другу понятий, соединение Бога и человека, и эти же слова показывают соединение Божественного и человеческого в одном Лице. Если бы Господь не пришел на землю, ни один человек не смог бы взойти на небеса. «В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел». Только с пришествием Христа стало возможным войти в Небесное Царство. Следующим предложением поясняется, что сделал Бог, чтобы такая возможность появилась, Он стал человеком.

Ирмосы канона Рождеству Христову.

Песнь 1. «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Перевод: «Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».

Главной темой ирмоса первой песни является призвание всех разделить великую духовную радость – Празднование Рождества Христова. Догматическая идея: Принявшим Христа следует возноситься умом от земного к Небесному, встречать и принимать Христа сшедшего с Небес и воздавать Ему славу как Спасителю рода человеческого. Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным. Художественные образы - многообразные благодарственные действия в отношении ко Христу: слава и пение Ему, радостная встреча Его, приобщение к Его спасительному пути.

Песнь 3. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый рог наш, свят еси, Господи». Перевод: «Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»

Главная тема ирмоса третьей песни канона - основание нашей веры: «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало». Догматическая идея: Вневременность Христа, безсеменное воплощение Сына Божия. Художественные образ – созвучие слов ирмоса со словами Символа Веры.