Любовь Абрамова
Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д»
Конспект занятия .
Тема : Звук и буква «Д»
ЦЕЛЬ : Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма.
Задачи :
1. Формировать умения подбирать родственные слова.
2. Закрепить образ буквы «Д» .
3. Формировать навыки чтения и письма.
4. Закрепить знание правил орфографии. (правило написания предложения, слога «ши» , имён собственных)
5. Развивать навыки звуко-слогового анализа .
6. Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, слуховую память.
7. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование : Магнитная, маркерная доска, наборное полотно; картинки 5 домов (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зелёный с колокольчиком, зелёный без колокольчика); тетради, раздаточные карточки для письма, ручки, большая и маленькая буква «Д» ; картинки : дым, душ, дубы, дуга, дупло, панда, радуга, заводы, схемы звуко -слогового анализа к ним; дед Буквоед и его помощники ; маркеры; символы родственных слов; изображения фей Фонетики и Графики.
I. Организационный момент.
Назовите любой согласный твёрдый звук .
II. Основная часть.
1) Введение в тему
Сегодня мы отправимся в страну феи Фонетики.
Кто живёт в этой стране? (гласные, согласные звуки )
Мы пойдём в гости к звуку «Д» . Но где его дом?
Посмотрите на карту.
Какие звуки живут в этом доме ? Как вы догадались? и т. д.
Действительно в этом доме живёт звук «Д» , потому что он согласный, твёрдый, звонкий.
2) Работа над родственными словами.
«Найди родственников слова «дом» .
Мы нашли с вами дом звука «Д» , чтобы войти в него нужно придумать родственные слова. (выставляются символы родственных слов и картинка дома)
Дом- домик-домишко-домище-домино-домашний-домовой-домовёнок-домосед-домохозяйка (уточнить значение слов)
Чем похожи все эти слова?
Дети повторяют слова все вместе.
3) Работа над фонематическим восприятием.
«Что лишнее?» .
В доме звука «Д» много разных предметов. Послушайте и скажите, что лишнее в доме звука «Д» ?
а) душ, полка, домино, дудочка Почему?
б) тапки, подушка, подарок, вода Почему?
4) Работа над звуко -слоговоговым анализом слов.
«Подбери к слову схему» .
Фея Фонетика просит вас отгадать её загадки.
Посмотрите, что это? (выставляются 4 схемы звуко-слогового анализа )
Затем на доске выставляются картинки. Логопед называет их : «Это дым, дубы, дупло, панда, радуга, душ, заводы, дуга.»
Найдите, какие слова к какой схеме подходят?
Дети должны подобрать схему для каждого слова и объяснить свой выбор.
III. Физкульминутка.
Логопед произносит звук , слог, слово. Дети поднимают руки вверх в виде круга на звук , на слог - держат 1 руку перед грудью, на слово - руки в стороны.
IV. Буква «Д»
1) Работа над зрительным восприятием.
«Найдите букву » .
Фея Графика прислала срочную телеграмму.
«Нужна ваша помощь. Дед Буквоед похитил букву… Помогите !»
Посмотрите, что лежит в мешке Буквоеда ? (в зашумлённом мешке большая и маленькая буква «Д» ) Дети выходят к доске и обводят букву указкой . (на доске выставляются буквы )
Давайте вернём большую и маленькую букву «Д» фее. Напишите большую и маленькую букву на карточке .
2) Работа над словом, чтение слов.
«Верните букву в слово » .
-Букву «Д» мы нашли вот она, большая и маленькая.
Давайте вернём её в слова. (1 ребёнок выходит к доске, вписывает букву и читает слово , затем читают все вместе)
«са…ы, …ыни, …аша, …анила, по…ушка, сол…ат, по…арок, лан. ыш» (сады, дыни, Даша, Данила, подушка, солдат, подарок, ландыш)
3) Работа над закреплением правил орфографии.
«Исправляем ошибки» .
У деда Буквоеда есть помощники . Вот они! Это Ошибкин, Помаркин и Кляксич.
Посмотрите, что они натворили с предложением. Фея Графика просит вас исправить ошибки и объяснить правила написания.
«у дашы дыни. данила стоит удома»
4) Работа в тетрадях.
Фея предлагает детям записать правильно написанные предложения в тетрадь.
«У Даши дыни. Данила стоит у дома.»
Фея благодарит детей за помощь.
V. Итог занятия .
У кого мы сегодня были в гостях?
Какой это звук ? Какие родственные слова мы находили?
Какую помощь вы оказали фее Графике? Какие правила орфографии вы вспомнили?
Публикации по теме:
Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.
Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.
НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.
Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.
Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.
Ход занятия:
Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).
I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.
II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.
Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».
III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).
«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…
Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.
IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).
Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).
Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…
V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).
Что мы сейчас делали?
Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.
Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?
VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?
VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:
В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).
Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).
А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).
Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).
Давайте проверим, правы вы или нет?
1,2,3,
А ну-ка, посмотри!
VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».
Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:
Букву А не допишу,
На подставку помещу.
Провоцирую детей на исправление моих ошибок.
IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».
X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!
XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.
Что мы сейчас делали?
XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».
XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:
Для Оли (левша):
Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.
Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.
(На букву справа я смотрю).
Что вы сейчас сделали?
Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.
XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».
XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».
Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».
Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.
Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!
Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».
Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».
Что мы сейчас делали?
XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»
Что мы сейчас делали?
XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.
Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).
XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».
Что мы сейчас делали?
XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»
Обучение грамоте
Тема: «Звуки [д], [д’].Буквы Д,д»
Цель урока:
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Планируемые результаты
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Ход урока.
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
II. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
Составить предложения по иллюстрации.
Назвать слова со звуком «д» (водолазы, дно, медуза)
2. Физминутка под музыку.
3. Работа над развитием речи
О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Буква Д)
Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д)
Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)
Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)
Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
Звуко-буквенный анализ открывшихся картинок
(Дом, дятел, дерево, дудочка, крокодил, медуза.)
В какой части слова вы слышите звук [д], [д’].
Составим схемы слов.
Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].
Посмотрите на картинку, найдите 8 слов со звуками [д], [д’].
Составьте рассказ по картинкам, используя слова со звуками [д], [д’].
Посмотрим результат нашей работы (просмотр мультфильма)
Прочитайте текст.
О ком говорится в тексте?
Где живёт дрозд?
Как вы думаете, почему дрозд живёт у Димы?
Когда Дима может выпустить дрозда?
Развитие фонематического слуха
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук
III. Закрепление.
IV. Итог урока.
Рефлексия деятельности
Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их (чтение загадок)
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Звуки [д, д, ]. Буквы Дд.
Предмет: урок обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».
Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Цели урока
Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.
Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
– На экране изображены 2 группы предметов.
Демонстрируется слайд №2.
В первой группе:
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)
Во второй группе:
Слайд №2
– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)
– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)
– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)
– Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).
III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д, ], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д, ] и буква, которая их обозначает».)
Демонстрируется слайд №3.
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)
IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.
– Где живёт дятел? (На дереве.)
Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.
– Что строит дятел? (Дупло.)
Демонстрация слайда №5: дупло.
Слайд №4
Слайд №5
Демонстрируется слайд № 6.
Слайд №6
– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)
– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д, ].)
– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)
Работа по группам
Цели.
Реализация принципа деятельности.
Формирование мотивации учения и обучения.
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
Психологический комфорт в учебном коллективе.
Единство воспитания и обучения.
Реализация субъект – субъектных отношений.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Слайд №7
Демонстрируется слайд № 8.
дятел
дом
дерево
дупло
Слайд №8
– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?
К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:
– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
Физкультминутка
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)
– Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии встречаются звуки [д, д, ], изображаете его содержание соответствующими движениями.
С этой формой проведения физкультминутки дети уже знакомы, поэтому учитель не объясняет методику ее проведения.
1) Подъём – 7 ч 30 мин. (Встают из-за парт.)
2) Водные процедуры – 7 ч 40 мин. (Имитируют умывание.)
3) Завтрак – 8 ч. [д, д, ].)
4) Занятия в школе – до 12 ч 10 мин. (Изображают занятия в школе.)
5) Обед – 13 ч. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)
6) Прогулка – полтора часа. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)
7) Ужин – в 19 ч. (Движениями показывают, что они ужинают.)
8) Подготовка ко сну – 21 ч. (Движениями показывают, что собираются спать.)
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д, ].)
– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
– Давайте поселим эту букву на ленту букв.
Демонстрируется слайд №9.
Слайд №9
Игра «Моя Вообразилия»
Цель. Развитие творческого мышления.
– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)
Демонстрируется слайд №10.
Слайд 10
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.
V . Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели.
Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
Работа по учебнику «Моя любимый букварь», с.
даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).
Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)
– Прочитайте слоги.
Задание 2-ой группе (средне читающим детям)
– Прочитайте слова в столбиках.
– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.
1 столбик
дама
дума
душа
дышит
– Прочитайте слова, где все звуки звонкие. (Дама, дума – звонкие.)
– Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.)
2 столбик
дом
домик
дол
долина
– Прочитайте слово с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)
– Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик.)
– Какая часть слова делает предмет маленьким, выделите его. (Суффикс – ик-.)
3 столбик
дым
дымок
дыра
дырка
– Прочитайте слова с корнями – дыр-; – дым-. (Дыра, дырка; дым, дымок.)
– Выделите корень.
– Как называются эти слова? (Однокоренные.)
4 столбик
дар
дарит
подарит
подарок
– Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
– Что вы заметили? (В этом столбике все слова однокоренные.)
– Выделите корень в этих словах. (Корень –дар-.)
5 столбик
ладони
ладошки
ладушки
оладушки
– Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.
Гимнастика для глаз
Цель. Профилактика близорукости.
Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.
– Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.
– Это текст или отдельные предложения? (Это текст, так как предложения связаны по смыслу, объединяет общая тема.)
– Почему перед текстом стоит вопросительный знак? (Нет названия.)
– Давайте его озаглавим. («Наш дом».)
– Прочитайте выделенные слова. (Над, у, на, у, к, у.)
– Как называются выделенные слова? (Предлоги.)
– Понаблюдайте за предлогами. Что вы заметили интересного? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)
– Подчеркните пробел между предлогом и словом.
Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»
Учебник «Моя любимая Азбука», с.95.
Демонстрируется слайд №11.
– На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.
дымок
труба
всё-всё увидеть
растаял
Слайд №11
Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)
Прочитайте про себя текст «Дымок».
Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)
Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчёркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?
Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы) . Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде №12.
1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.
– Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.
– Заметили ли вы, что автор оживил дымка ? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)
3-е предложение. – Постой, не спеши, - стала учить труба.
– Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)
– Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)
4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!
– Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. 7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.
– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)
– Что он означает ? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)
– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.
– Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)
– Поразмышляйте , что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?
– А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)
8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.
– Как вы думаете , куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?
– За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)
VI. Итог урока.
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.
– Дети, что нового вы узнали на уроке ?
VII . Творческое домашнее задание.
Нам не известно, какие путешествия и приключения ждали Дымка? Пофантазируйте. Нарисуйте.
Расскажите, о чем вам мечтается, когда вы смотрите на облака?
Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность, формировать правильное, выразительное, осознанное чтение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЕМА: "Звуки [д], [д"], буква Д,д"
Задачи:
Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить детей давать характеристики звукам; способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность; формировать плавное, выразительное, сознательное чтение.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
- характеризовать данные звуки по алгоритму
Метапредметные:
- понимать и принимать поставленную учебную задачу, самостоятельно составлять план работы на урок, оценивать свою работу на уроке
- составлять алгоритм работы
- находить нужную информацию (в том числе в дополнительной литературе)
Личностные:
- осознавать смысл пословицы Терпение и труд все перетрут.
Ход урока:
- Мотивация познавательной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайся всё понять -
Будешь грамотно писать.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Фонетическая зарядка
Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)
Какие звуки слышим в начале этих слов?
Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)
Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д , ])
Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте тему нашего урока.
Составьте план своей работы.
- Актуализация знаний
Что вы видите на картинке?
Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. (даем характеристику, составляем схемы, ставим ударение)
Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д"]?
− Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите.
- На что похожа буква Д?
Д-это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!
У детей карточки зелёные и синие.
Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д"] -зелёную:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил-
Дырку в дубе он пробил.
Организация познавательной деятельности
Письмо элементов строчной буквы д.
− Чем отличается письменная буква от печатной?
− Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу ).
− В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у ).
− Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки )
Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму)
Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.
«Сказка про букву Д»
Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.
Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!
Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».
Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:
– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!
– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.
Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!
– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!
– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».
– Да! – ответила буква «Д».
– Сейчас ты пойдешь гулять?
– ДА! – снова ответила буква «Д».
– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?
– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».
И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.
И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!