Источник: Демографический ежегодник России 2002. – М.: Госкомстат РФ, 2003.
Последний уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны, – это уровень регионов – субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ все эти регионы имеют равные права, что выражается, в частности, при формировании Федерального Собрания Российской Федерации. Но различия по численности населения между ними огромны, что представляет собой большую проблему для государственного управления, как на федеральном, так и на местном уровнях. Так, город Москва превосходит по населению Эвенкийский автономный округ почти в 500 раз. Наиболее типичными для России являются регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. жителей. В них концентрируется около 27% населения страны.
Самыми многонаселенными регионами России являются город Москва (8,5 млн. чел. в 2002 г.) и Московская область (6,4 млн. чел.), которые с точки зрения расселения целесообразно рассматривать вместе в качестве единого Московского региона. В таком случае только в одном этом регионе концентрируется более 10% населения страны. Более 6 млн. чел. проживает в аналогично объединенном Петербургском регионе (город Санкт-Петербург плюс Ленинградская область), что составляет 4,3% населения страны. В сумме эти два крупнейших региона концентрируют 14,7% жителей России. Многонаселенными в России можно считать также регионы с населением от 3 до 5 млн. жителей. Это Краснодарский край,Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан. В сумме на эти восемь регионов приходится 22,6% населения страны. Всего в многонаселенных регионах (около 10% регионов России) проживает почти 40% населения страны.
На противоположном конце распределения регионов по численности населения находятся малонаселенные субъект Российской Федерации с населением менее 500 тыс. чел. в каждом. Самыми малонаселенными регионами являются автономные округа Эвенкийский (18,2 тыс. чел.), Корякский (28,5 тыс. чел.), Таймырский (44,3 тыс. чел.), Ненецкий (44,9 тыс.), Чукотский (73,8 тыс.) и Агинский Бурятский (79,6 тыс. жителей;)Менее полумиллиона человек проживает также в республиках Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Тыва, автономных округах Коми-Пермяцком Усть-Ордынском Бурятском, областях Камчатской, Магаданской и Еврейской автономной области. Уже по перечню но, что малонаселенными являются в основном автономии по национальному признаку. В сумме 17 малонаселенных регионов концентрируют около 2% населения страны.
Наиболее быстрыми темпами росло в XX в. население самых северных и восточных регионов России, в которых шло интенсивное освоение природных ресурсов. Так, количестве жителей в Мурманской области с 1926 по 1992 г. выросло 35 раз, население Ханты-Мансийского автономного округа – в 30 раз, население Камчатской области – в 25 раз. В то же время население многих областей центральной России уменьшилось (Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Тамбовской и др.). Но в последнее десятилетие века динамика численности населения в региональном разрезе сменилась практически на противоположную. Самые северные и восточные регионы страны стали терять население особенно быстро из-за массового миграционного оттока жителей. Более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. сократилось население в Чукотском автономном округе. Более чем на четверть – в Камчатской и Магаданской областях, Корякском Эвенкийском автономных округах. В это же время некоторые южные и западные регионы сохраняют прирост населения или из-за значительного миграционного притока (Белгородская область, республика Северная Осетия – Алания и др.), или по причине сохранения заметного естественного прироста (республики Дагестан, Ингушетия и др.).
Средняя плотность населения составляет в России всего 8,5 чел. на 1 км 2 , что более чем в 4 раза ниже среднемирового показателя. Даже из государств СНГ, которые за некоторыми исключениями также не относятся к плотнозаселенным, плотность населения ниже, чем в России, только в Казахстане. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км 2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части России она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км 2). Особенно низка плотность сельского населения, которое более тесно связано с территорией, чем городское – всего 2,3 чел. на 1 км 2 . Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории. Значения плотности населения по экономическим районам и федеральным округам страны представлены в табл. 4.3.4.
* Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2009. С.60-61.
На разные стороны экономической жизни оказывает влияние и этнический (национальный) состав населения. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемого им региона, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии) и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективного размещения производства и более полного использования трудовых ресурсов.
Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в услугах различного вида учреждений обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на квартиры с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Эта структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала региона, который определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов осуществляются, как правило, в пределах определенного региона и тесно связаны прежде всего с его народнохозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития. Все большее значение приобретает образовательный уровень трудовых ресурсов (доля лиц со средним, средним специальным и высшем образованием среди занятых в экономике), который имеет определенные различия между регионами страны.
Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.
При оценке экономического потенциала региона особое значение придают анализу структуры населения региона , которая бывает:
− поселенческая – распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров;
− демографическая – распределение по полу, возрасту, семьям разного состава;
− социальная – распределение по социальным слоям (стратам);
− образовательно-квалификационная – соотношение различных групп по уровню образования и квалификации.
Производственный потенциал региона характеризует потенциальные возможности производства, протекающего в его пределах, которые определяются особенностями функционирования хозяйственной системы территории. Являясь частью национальной экономики, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.
Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей, характер сочетания которых на определенной территории оказывает прямое влияние на формирование и развитие экономики региона, определяет специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.
Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:
● по производству товаров : промышленность, сельское хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;
● по оказанию рыночных услуг : транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование. Культура и искусство;
● по оказанию нерыночных услуг : жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.
Если хозяйственный комплекс региона рассматривать, базируясь на системно-структурной точке зрения, то структура экономики может быть представлена в виде локальных систем: по сферам деятельность (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), по отраслям производства, по разделению произведенных материальных благ и услуг для внутрирегиональных потребностей и для межрегионального перераспределения, по уровню занятости и т.д.
Структура регионального хозяйственного комплекса – индикатор эффективности его функционирования. По происходящим изменениям структуры можно судить об их характере − прогрессивным, стимулирующим динамичное саморазвитие, или регрессивным, ведущим к депрессии экономики.
Один из основоположников региональной науки У. Айзард считал отраслевую структуру региона важнейшим фактором экономического роста. Он придерживался мнения о зависимости циклических колебаний от отраслевой структуры и в соответствии с этим формулировал ограничивающие условия – выпуск любой отдельной отрасли не должен превышать 40% суммарного валового выпуска (это условие отражает мнение, что район, где имеется только одна отрасль, будет нездоровым в экономическом отношении). Такое ограничение отражает простую гипотезу, согласно которой чрезмерная концентрация производства в одном районе может привести к резким циклическим колебаниям, распространяющимся на всю систему.
Отраслевая структура региона представляет собой совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями. Динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.
В соответствии с общественным территориальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующиеся и обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона, составляют основу регионального хозяйственного комплекса и характеризуются следующими признаками:
− выделением в национальном и региональном производстве;
− формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;
− наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещение по территории);
− производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей;
− участием в межрегиональном обмене.
Различают сложившуюся и эффективную специализации.
Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона следует понимать преимущественное развитие в регионе определенных, как правило, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Эффективность региональной специализации должна оцениваться с позиций наиболее рационального территориального разделения труда в масштабе страны и наиболее производительного использования ресурсов региона.
Инновационный потенциал – один из важнейших факторов развития экономики региона. Инновационная деятельность предусматривает более эффективное использование ресурсного потенциала региона, укрепление и расширение хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы и повышение роли инноваций в системе экономических интересов региона.
Инновационный процесс, являясь одним из важнейших факторов развития регионов, отличает ряд проблем, отражающих специфику каждой конкретной территории. Среди них выделяют:
− нарастание технологического отставания от экономически развитых стран;
− низкая конкурентоспособность отечественной продукции материальной сферы на мировых ранках;
− недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отраслях;
− физическое и моральное старение материально-технической базы научных учреждений (НИИ, КБ, ПТИ);
− низкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработками;
− низкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукции;
− недостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленных и др.;
Инновационный процесс последнего десятилетия в России отличается сокращением числа организаций, выполняющих исследования и разработки (с 4019 в 1998 г. до 3666 в 2008 г.), числа исследователей с учеными степенями (с 105,9 тыс. чел. в 1998 г. до 101,0 в 2008 г.), и сохранением на одном уровне удельного веса объема отгруженной инновационной продукции (5,1% - в 1998 г. и 5,0% - в 2008 г.).
Все регионы различаются между собой по степени восприимчивости к нововведениям, в связи с чем выделяют инновационно-активные и инновационно-пассивные регионы. «Склонность» региона к инновациям определяют с помощью целой системы показателей, охватывающих кадровую составляющую, объем затрат в научно-исследовательских организациях, источники их финансирования. В их число входят: число и доля инновационно-активных предприятий и их динамика; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; внутренние текущие затраты на исследования и разработки; число созданных и использованных передовых технологий; объем инновационной продукции по уровню новизны и видам деятельности и др.
Оценка научного потенциала региона будет неполной без учета ресурсов, которые имеются в высших учебных заведениях, расположенных на его территории. Научная работа является одним из важных показателей деятельности высшей школы, которой традиционно уделялось в государственных вузах значимое место в иерархии обязанностей преподавателей. Однако за последние 10 лет доля вузов, выполняющих исследования и разработки, сократилась почти на треть и составляет в настоящее время не более 35%, что обусловлено падением престижа труда преподавателя и низким уровнем заработной платы.
Для повышения развития инновационной деятельности регионов необходимо создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационных отраслях, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, разработка проектов совместно с предприятиями, расширение практики проведения научно-технических выставок, конференций, предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах.
Рациональное использование инновационного потенциала, обеспечивающее трансфер научных результатов в промышленный комплекс, сельское хозяйство, строительство, сферу услуг, повысит конкурентоспособность региона и позволит сделать значительный шаг к переходу его экономики на инновационный путь развития, что в конечном итоге приведет к достижению главного результата региональной социально-экономической системы – повышению уровню и качества жизни населения.
Региональная диагностика. Экономический анализ региона предполагает изучение практики экономического развития региона и неизбежно ставит перед нами проблему взаимосвязи природных, экономических, социальных, политических процессов, происходящих на разных территориальных уровнях (местном, региональном, национальном и глобальном), что возможно осуществить при помощи экономической диагностики , которая занимается анализом хозяйственной специфики регионов, определением их экономического «здоровья» и «болезней».
Экономическое состояние региона обследуется с помощью системы индикаторов, причем понятие и количественные характеристики «нормы» относительны. В условиях обширной по территории и слишком неоднородной по природным условиям РФ они зависят от многих обстоятельств:
базы сравнения («норма» для Центральной России одна, Сибири – другая, Крайнего Севера – третья и т.д.);
критерия «нормы» и подхода к ее расчету;
уникальности какого-либо экономического признака или сочетания признаков, вследствие чего само понятие «норма» становится бесполезным (в данном случае для выводов привлечение статистических аргументов не требуется вовсе).
Задачи региональной диагностики ассоциируются:
Во-первых, с необходимостью иметь содержательный «паспорт» региона для выработки тактики и стратегии его развития. Вряд ли окажется эффективной региональная политика без уточнения представлений о типе регионов (проблемные, депрессивные и др.) и их функциях, без сведений об их отраслевой и демографической структуре, экономическом потенциале, динамических качествах и т.д.
Во-вторых, результаты комплексных диагностических обследований регионов постоянно востребуются другими органами и уровнями государственного управления. В частности, речь идет об информации, используемой для отраслевой реструктуризации хозяйственного комплекса, для составления среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития РФ и т.д.
В-третьих, надежная диагностическая маркетинговая информация в условиях переходной экономики может стать одним из основных аналитических инструментов для банков, корпораций, инвестиционных компаний, бирж, которые имеют прямое отношение к выработке стратегии размещения капиталов и формирования региональных рынков.
Приведем пример экономического диагноза, выполненных О.Г. Дмитриевой в методических целях в ее книге «Региональная экономическая диагностика» (СПб, 1992, с. 17). «В … области имеет место падение темпов экономического роста в связи с истощением природных ресурсов, т.е. депрессия. Падение производства в отраслях специализации спровоцировало мультипликативный нисходящий процесс. Региональный инвестиционный цикл находится на нисходящей стадии, приблитжающейся к своей низшей точке. Отрасли специализации и обслуживающий комплекс требуют пороговых капитальных затрат для восстановления экономического потенциала. Эффективность ограничений по природным ресурсам сочетается с отсутствием эластичности производственной функции по трудовым ресурсам (трудоизбыточностью). Трудоизбыточность, сопровождающаяся повышенными затратами на воспроизводства населения в условиях Севера способствуют снижению общей эффективности функционирования регионального комплекса»
Диагноз: Депрессия, вызванная истощением природных ресурсов в слабо диверсифицированном хозяйственном комплексе, с монопольным положением предприятий отраслей специализации на региональных рынках и трудоизбыточностью».
Диагностика природно-ресурсного потенциала. Природно-ресурсный потенциал (ПРП) региона характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, условием привлечения дополнительных инвестиций, основой развития местной политики.
Количественная оценка ПРП территории достаточна трудна:
она связана с учетом не только собственно ресурсов, но и природных условий (физико-географическое положение или рельеф местности существенно влияет на экономические возможности региона);
включает в себя количественную оценку всех потенциалов отдельных видов ресурсов;
каждый частный природный потенциал имеет свои единицы измерения (гидроэнергетический – единицы мощности, агроклиматический – гидротермические коэффициенты и т.д.), что осложняет проблему сравнения разнородных показателей.
Среди нескольких способов исчисления общего (интегрального) ПРП наиболее распространенным являются – бальный метод и метод стоимостных показателей. В первом случае принимается единая шкала и каждый частный природный потенциал региона в зависимости от своей величины получает свой балл. Он рассчитывается по формуле:
р s = p i
I =1
где Р s - общие потенциалы отдельных природных ресурсов; p i - частные потенциалы отдельных природных ресурсов; n – число составляющих.
После определения частных потенциалов по отдельным ресурсам есть возможность перейти к заключительной операции – определению общего природного потенциала территории, представляющего собой сумму выраженных в баллах потенциалов ресурсов:
Р = p s
S =1
где Р – общий потенциал территории; N – число составляющих.
Любая принятая шкала баллов будет, разумеется субъективной, но важно чтобы элемент субъективизма был сведен к минимуму.
Перспективным является метод оценки ПРП в стоимостных показателях, который сводится вначале к оценке частных потенциалов, а затем – к суммированию стоимостных показателей по каждому виду ресурсов. Использование этого метода сопряжено со многими трудностями в связи с тем, что мировые цены, которые берутся за основу при определении ПРП, подвержены существенным колебаниям, а при расчете отдельных частных потенциалов важно избежать «двойного счета» (водный потенциал включает гидроэнергетический, рыбохозяйственный, водно-транспортный и т.д.).
При региональном планировании (прогнозировании) иногда возникает необходимость оперировать показателями не только абсолютной, но и относительной обеспеченности ресурсами, т.е. соотнесения величины ПРП региона с его площадью, населением, основными фондами и т.д.
Демографическая диагностика и диагностика рынка труда. Актуальным исследованием является эволюция демографической ситуации, особенно с начала 90-х годов ХХ века. Региональный аспект демографической ситуации важен для проведения социально ориентированной региональной политики государства, для прогнозирования рынка труда.
Этот вид диагностики, в отличие от предыдущего, базируется на хорошо разработанных и апробированных методах демографической статистики и не представляет особый сложностей. При диагностике естественного движения населения важно установить градации качественного состояния естественного прироста в регионе:
положительный естественный прирост;
нулевой естественный прирост;
отрицательный естественный прирост (убыль населения).
В течение последнего десятилетия ХХ века демографическую ситуацию во многих регионах определяло механическое движение населения , т.е. миграции:
приток беженцев и вынужденных переселенцев;
положительная величина нетто-миграций в сельской местности;
снижение уровня интенсивности переселений на территории РФ;
отток населения из северных регионов страны, Сибири и Дальнего Востока.
При диагностике процессов механического движения населения исследуются следующие показатели:
активное сальдо миграции (приток населения в регион);
нулевое сальдо;
пассивное сальдо (отток населения из региона).
Аналогичная шкала может использоваться и при характеристике внутрирегиональных перемещений населения (между городом и сельской местностью).
При диагностике региональных рынков труда основными качественными градациями их состояния служат: безработица, равновесное состояние (превышение трудовых ресурсов соответствует спросу на них, т.е. предложению рабочих мест) и дефицит трудовых ресурсов. В условиях развития рыночной экономики в нашей стране (относительно небольшой период времени развития рыночных отношений, цикличность кризисов в экономике) следует учитывать:
скрытую безработицу (в т.ч. феномен «неполного рабочего дня» и «неоплачиваемый отпуск»);
отличать абсолютную безработицу (избыток трудовых ресурсов) от ситуации, когда дефицит или избыток трудовых ресурсов носит структурный характер (например, избыток экономистов, дефицит инженеров, много женских трудовых ресурсов, не хватает – мужских).
Диагностика расселения . Объективная информация о показателях систем расселения в регионе необходима при осуществлении социальной региональной политики, а также при районных планировках и реализации инвестиционных программ.
Наиболее известным показателем расселения служит плотность населения. Но при более тщательном его анализе выясняется, что он имеет многочисленные «модификации»:
плотность населения на обжитой, освоенной территории;
плотность сельского населения;
плотность городского населения;
плотность коренного населения.
Среди других известных показателей, характеризующих рисунок расселения, следует отметить коэффициент территориальной концентрации населения , определяемый с помощью метода анализа ближайшего соседства:
R = Ō : 05 s : n
где Ō – среднее расстояние между ближайшими поселениями; S – площадь исследуемой территории; n – число поселений.
Считается, что при более или менее равномерном распределении населенных пунктов (преимущественно в староосвоенных регионах с равнинным характером рельефа) коэффициент территориальной концентрации «балансирует» около отметки «2», при скученном населении в одном пункте – возле отметки «0», при хаотичном распределении – возле отметки «1».
При сравнении регионов с точки зрения их «долевого участия» в формировании территориальной структуры населения используется индекс региональной концентрации , определяемый по формуле:
K pk = 0,5 (S i – P i ) x 100%
где S i и P i доля площади и населения i -го региона в общей площади и населения всей страны.
Более сложен механизм диагностики систем расселения – совокупности населенных пунктов, объединенных общей инфраструктурой. В современной литературе, посвященной анализу систем расселения, выделяются специальные их типы – локальные, внутриобластные, районные, областные и т.д. Система показателей, используемых при диагностике систем расселения, отражает:
а) их количественные параметры (площадь, численность населения, соотношение между численностью населения различных пунктов, а также между городским и сельским населением и т.п.) ;
б) качество (развитие объектов социальной инфраструктуры);
в) тип систем расселения.
Если количественные показатели дают представление об очевидных, легко проверяемых различиях, то о качестве систем расселения можно судить по степени благоприятности для организации объектов социальной инфраструктуры.
Диагностика экономического уровня развития региона. Подобный уровень, отражая в единстве количественную и качественную стороны хозяйственной деятельности, характеризует степень использования всех региональных производственных ресурсов, или эффективность достигнутого экономического потенциала.
В настоящее время на основе официальных расчетов валового (внутреннего) регионального продукта (ВРП) субъектов РФ производятся расчеты коэффициентов долевого участия регионов в ВРП страны в целом. Достоверность таких расчетов, произведенных на основе данных Росстата довольно высокая.
Известны и другие методы соизмерения региональных уровней экономического развития, большинство из которых в условиях рыночной экономики неприемлемо. Так, один из них предполагает упрощенный расчет величины произведенного национального дохода региона пропорционально его доле в общенациональном фонде оплаты труда занятых в материальном производстве. Другой – метод исчисления синтетического взвешенного индекса уровня экономического развития региона.
Диагностика динамических качеств региона . Подходы различны в зависимости от поставленной цели.
В первую очередь, необходимо определить степень устойчивости социально-экономической структуры. Для стабильной экономики характерно наличие, как минимум, трех уровней:
устойчивой структуры (регионы, испытывающие интенсивный экономический рост или получающие значительный приток инвестиций);
неустойчивой структуры (депрессивные регионы);
формирующиеся структуры (регионы, где интенсивно вовлекаются в хозяйственный оборот природные ресурсы).
Аналогичным образом могут быть определены качественные градации экономического развития региона: собственно рост, оживление, стагнация, депрессия. Четких экономических параметров для интенсификации той или иной градации не существует. Однако в рамках единой используемой методики вполне допустимо определение качественных состояний. При определении тенденций экономического развития наиболее важным является установление их источников: например, какие – внутренние (эндогенные) или внешние (колебания общенациональной конъюнктуры) причины порождают экономическую депрессию?
В условиях современного развития рынка наибольшую актуальность приобретает вопрос о стадии инвестиционного цикла в регионе, тем более, что в отличие от общенационального пространства в отдельно взятом регионе она выражена более четко. В экономической науке различают следующие качественные состояния инвестиционного цикла:
1) восходящая стадия (при ежегодном росте инвестиций);
2) высшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального уровня инвестиций при дальнейшем падении темпов роста);
3) нисходящая стадия (при ежегодном падении объема инвестиции);
4) низшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального падения темпов роста объемов инвестиций).
При диагностике динамических свойств региона важно дать оценку мультипликативного процесса , который часто используется в странах ЕС. Без оценки регионального мультипликатора развития трудно определить возникшие в одной отрасли импульсы экономического подъема, которые естественным образом передаются на обслуживающие и вспомогательные отрасли, а также на деятельность в третичном секторе экономики.
Диагностика отраслевой, функциональной и территориальной структуры региона. Отраслевая структура хозяйства региона отражает внутрирегиональное разделение труда между отраслями и производствами. Ее можно анализировать с различных позиций: с точки зрения уровня специализации (диверсификации), степени устойчивости, уровня комплексности, повторяемости производственного процесса, полноты производственно-технологического цикла и т.д. При этом широко используются как традиционные показатели, так и межотраслевой баланс производства и распределения продукции.
Диагностика отраслевой структуры региона предполагает выявление отрасли (отраслей) специализации, соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими. Для более «продвинутых» регионов необходимо определить стадию экономического развития с определением представительности первичных, вторичных, третичных и четвертичных видов деятельности, а также соотношение функций экономического процесса – управления, исследований, собственного производства.
При сравнительном анализе отраслевой структуры регионов определяют уровень диверсификации , характеризующий представленность (разветвленность) в регионе отраслей экономической деятельности. Причем величина отраслевой диверсификации обратна величине отраслевой концентрации. В этой связи методика выявления обоих показателей в сущности едина. Их расчет основан на сопоставлении «веса» отдельных отраслей в регионе и страны в целом
Коэффициент отраслевой концентрации рассчитывается следующим образом:
К отр.к = ∑ [(P J : P ) (C j : C )]
J =1
для всех j , для которых (P J : P ) (C j : C ) 0
где j – индекс отрасли, P j , C j – численность занятых в j -ой отрасли, соответственно, в регионе и стране в целом; P , C – общая численность занятых в экономике, соответственно, в регионе и стране в целом.
В связи с тем, что величина отраслевой концентрации обратна величине отраслевой диверсификации, можно рассчитать коэффициент последней:
К отр.к = 1: К отр.див
Оба коэффициента колеблются в пределах от 0 до 1. Шкала градаций при диагностике уровня диверсификации может выглядеть следующим образом:
диверсифицированная отраслевая структура;
слабо диверсифицированная структура;
моноструктура.
Функциональная структура хозяйства региона отражает членение отраслей по их функциям в межрегиональном и внутрирегиональном разделении труда. При этом в одном случае (при группировке отраслей по их роли в межрегиональном разделении труда) могут выделять: а) отрасли специализации; б) отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс и т.д.; в другом случае (при внутрирегиональном подходе) – отрасли и производства могут группироваться как последовательные стадии технологических процессов. Особое значение приобретают вопросы связи функциональной структуры хозяйства региона с местным, общенациональным и мировым рынками.
Территориальная структура хозяйства региона отражает внутрирегиональные территориальные пропорции, а также особенности внутрирайонной территориальной организации производства. Последняя может быть представлена различными формами и сочетаниями производств.
Диагностика комплексности хозяйства региона тесно связана с диагностикой отраслевой структуры хозяйства региона. Комплексность хозяйства региона – это взаимосвязанное, согласованное развитие производств и объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающее формирование оптимальной пропорциональности экономики как с точки зрения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, так и с позиций территориального разделения труда.
Об уровне комплексности экономики региона можно судить с помощью показателя, учитывающего степень «самообеспечения» региона:
N s = (P r : P) х (∑ C r : ∑ C s )
где N s – уровень комплексности; Р – валовой продукт, потребленный регионом; P r - часть потребленного продукта, произведенная в самом регионе; C r – сводный индекс себестоимости единицы продукции, произведенной в регионе; C s – сводный индекс себестоимости единицы аналогичной совокупности продукции по стране (рассчитывается как средневзвешенный по всей основной номенклатуре).
Расчет приобретает целесообразность в случае, если
∑ C r : ∑ C s ≤ 1
Экологическая диагностика региона. Исходным понятием для анализа здесь служит «региональная среда обитания людей». Производным от него является понятие «качество региональной среды обитания» (или «состояние природной среды обитания»).
Основными подходами к ранжированию экологических состояний регионов являются следующие:
естественное состояние – т.е. неизменное деятельностью человека;
равновесное, когда скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных нарушений;
кризисное – состояние, при котором скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит коренного их изменения;
критическое – состояние, при котором происходит пока обратимая замена прежде существовавших экологических систем на менее продуктивные;
катастрофическое – состояние, при котором имеет место уже труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экологических систем;
состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности экологических систем региона.
Существуют трудности экологической диагностики региона. Так, возникает проблема при попытках оценки экологического состояния региона, связанная с несовпадением границ природных и административных образований. Другая проблема – трудность отбора необходимого круга аналитических показателей и несовершенство методики их расчета. Еще одна проблема – определение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу региона, т.к. многое в данном случае зависит от циклонального характера воздушно циркуляции.
Таким образом, методики расчета оценки состояния региона уникальны для каждого из них и зависят от совокупности факторов, отражающих его социально-экономическое развитие.
Литература:
Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
Калиникова М.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
Конституция Российской Федерации.
Межевич Н.М. Экономический анализ региона. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.
Миронихина Ю.А. «Стратегия социально-экономического развития региона (на примере Рязанской области)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2007.
Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общей ред. А.С. Малчинова. – М.: Научный эксперт, 2007.
Региональная стратегия экономического роста-2015 / [отв.ред. В.А. Ильин]; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. – М.: Наука, 2007.
Регинальная экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Теория и методология географической науки: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008.
Экономическая оценка потенциала регионов: курс лекций. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010.
Контрольные вопросы:
Каковы основные составляющие социально-экономического потенциала региона?
В чем особенности формирования социально-экономического потенциала региона?
Что понимается под территориальными ресурсами и насколько сильно они воздействуют на социально-экономическое развитие регионов?
Назовите регионы России, в составе социально-экономического потенциала которых исключительно велика доля природных ресурсов (земельных, водных, лесных и ресурсов недр).
Как трудовой потенциал региона оказывает воздействие на социально-экономическое развитие территории?
Что влияет на формирование регионального хозяйственного комплекса?
Почему в регионах России низкая результативность использования научно-исследовательского потенциала?
Каковы задачи региональной диагностики?
Численность населения субъектов РФ | На 1 января 2015 года | В среднем за 2014 год | ||||
Все население | в том числе: | Все население | в том числе: | |||
городское | сельское | городское | сельское | |||
Российская Федеpация без Крымского федерального округа | 143972,4 | 106951,4 | 37021,0 | 143819,7 | 106750,1 | 37069,6 |
Центральный федеральный округ | 38951,5 | 31880,5 | 7071,0 | 38885,7 | 31814,8 | 7070,9 |
Белгородская область | 1547,9 | 1036,2 | 511,7 | 1546,0 | 1033,8 | 512,2 |
Брянская область | 1233,0 | 860,3 | 372,7 | 1237,8 | 862,2 | 375,6 |
Владимирская область | 1405,6 | 1093,7 | 311,9 | 1409,5 | 1095,8 | 313,7 |
Воронежская область | 2331,1 | 1559,9 | 771,2 | 2330,1 | 1556,5 | 773,6 |
Ивановская область | 1036,9 | 842,4 | 194,5 | 1040,0 | 844,3 | 195,7 |
Калужская область | 1010,5 | 770,0 | 240,5 | 1007,5 | 766,2 | 241,3 |
Костромская область | 654,4 | 466,4 | 188,0 | 655,4 | 465,7 | 189,7 |
Курская область | 1117,4 | 747,3 | 370,1 | 1118,2 | 745,9 | 372,3 |
Липецкая область | 1157,9 | 743,6 | 414,3 | 1158,9 | 743,6 | 415,3 |
Московская область | 7231,1 | 5900,6 | 1330,5 | 7182,3 | 5859,1 | 1323,2 |
Орловская область | 765,2 | 507,4 | 257,8 | 767,6 | 507,5 | 260,1 |
Рязанская область | 1135,4 | 809,0 | 326,4 | 1138,1 | 810,2 | 327,9 |
Смоленская область | 964,8 | 694,4 | 270,4 | 966,3 | 696,1 | 270,2 |
Тамбовская область | 1062,4 | 635,6 | 426,8 | 1065,7 | 635,5 | 430,2 |
Тверская область | 1315,1 | 989,0 | 326,1 | 1320,2 | 991,0 | 329,2 |
Тульская область | 1513,6 | 1131,0 | 382,6 | 1517,5 | 1148,5 | 369,0 |
Ярославская область | 1271,6 | 1039,5 | 232,1 | 1271,7 | 1040,0 | 231,7 |
г. Москва | 12197,6 | 12054,2 | 143,4 | 12152,9 | 12012,9 | 140,0 |
Северо-Западный федеральный округ | 13843,6 | 11639,4 | 2204,2 | 13822,1 | 11610,5 | 2211,6 |
Республика Карелия | 632,5 | 503,4 | 129,1 | 633,5 | 502,9 | 130,6 |
Республика Коми | 864,5 | 671,5 | 193,0 | 868,2 | 673,6 | 194,6 |
Архангельская область включая Ненецкий автономный округ | 1183,3 | 910,8 | 272,5 | 1187,6 | 911,4 | 276,2 |
в том числе: | ||||||
Ненецкий автономный округ | 43,4 | 31,1 | 12,3 | 43,2 | 30,8 | 12,4 |
Архангельская область без Ненецкого автономного округа | 1139,9 | 879,7 | 260,2 | 1144,4 | 880,6 | 263,8 |
Вологодская область | 1191,0 | 856,5 | 334,5 | 1192,2 | 855,2 | 337,0 |
Калининградская область | 969,0 | 752,6 | 216,4 | 966,0 | 749,9 | 216,1 |
Ленинградская область | 1775,5 | 1146,5 | 629,0 | 1769,7 | 1145,6 | 624,1 |
Мурманская область | 766,3 | 709,5 | 56,8 | 768,7 | 712,0 | 56,7 |
Новгородская область | 618,7 | 438,4 | 180,3 | 620,6 | 438,5 | 182,1 |
Псковская область | 651,1 | 458,5 | 192,6 | 653,8 | 459,6 | 194,2 |
г.Санкт-Петербург | 5191,7 | 5191,7 | — | 5161,8 | 5161,8 | — |
Южный федеральный округ | 14003,8 | 8802,0 | 5201,8 | 13983,9 | 8785,5 | 5198,4 |
Республика Адыгея | 449,2 | 211,7 | 237,5 | 447,8 | 210,8 | 237,0 |
Республика Калмыкия | 280,5 | 126,5 | 154,0 | 281,3 | 126,6 | 154,7 |
Краснодарский край | 5453,3 | 2948,0 | 2505,3 | 5428,8 | 2930,4 | 2498,4 |
Астраханская область | 1021,3 | 679,6 | 341,7 | 1018,9 | 678,9 | 340,0 |
Волгоградская область | 2557,4 | 1957,2 | 600,2 | 2563,3 | 1960,1 | 603,2 |
Ростовская область | 4242,1 | 2879,0 | 1363,1 | 4243,8 | 2878,7 | 1365,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 9659,0 | 4742,5 | 4916,5 | 9624,6 | 4724,3 | 4900,3 |
Республика Дагестан | 2990,4 | 1348,2 | 1642,2 | 2977,1 | 1342,1 | 1635,0 |
Республика Ингушетия | 463,9 | 189,0 | 274,9 | 458,4 | 185,9 | 272,5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 860,7 | 449,7 | 411,0 | 859,6 | 449,3 | 410,3 |
Карачаево-Черкесская Республика | 469,0 | 200,2 | 268,8 | 469,5 | 200,5 | 269,0 |
Республика Северная Осетия-Алания | 705,2 | 451,9 | 253,3 | 704,6 | 451,1 | 253,5 |
Чеченская Республика | 1370,3 | 476,0 | 894,3 | 1358,4 | 472,1 | 886,3 |
Ставропольский край | 2799,5 | 1627,5 | 1172,0 | 2797,0 | 1623,3 | 1173,7 |
Приволжский федеральный округ | 29715,5 | 21231,8 | 8483,7 | 29727,1 | 21208,7 | 8518,4 |
Республика Башкортостан | 4072,0 | 2511,9 | 1560,1 | 4070,8 | 2505,9 | 1564,9 |
Республика Марий Эл | 687,4 | 448,1 | 239,3 | 688,1 | 447,2 | 240,9 |
Республика Мордовия | 808,9 | 495,2 | 313,7 | 810,5 | 493,9 | 316,6 |
Республика Татарстан | 3855,0 | 2939,7 | 915,3 | 3846,6 | 2930,1 | 916,5 |
Удмуртская Республика | 1517,5 | 994,5 | 523,0 | 1517,3 | 992,6 | 524,7 |
Чувашская Республика | 1238,1 | 751,5 | 486,6 | 1239,0 | 748,8 | 490,2 |
Пермский край | 2637,0 | 1991,8 | 645,2 | 2636,6 | 1988,8 | 647,8 |
Кировская область | 1304,4 | 985,9 | 318,5 | 1307,6 | 985,3 | 322,3 |
Нижегородская область | 3270,2 | 2596,0 | 674,2 | 3275,8 | 2597,4 | 678,4 |
Оренбургская область | 2001,1 | 1198,5 | 802,6 | 2004,8 | 1200,3 | 804,5 |
Пензенская область | 1355,6 | 923,2 | 432,4 | 1358,1 | 924,1 | 434,0 |
Самарская область | 3212,7 | 2580,6 | 632,1 | 3212,0 | 2580,1 | 631,9 |
Саратовская область | 2493,0 | 1874,5 | 618,5 | 2494,8 | 1873,6 | 621,2 |
Ульяновская область | 1262,6 | 940,4 | 322,2 | 1265,1 | 940,6 | 324,5 |
Уральский федеральный округ | 12275,8 | 9933,8 | 2342,0 | 12255,0 | 9905,7 | 2349,3 |
Курганская область | 869,8 | 535,3 | 334,5 | 873,5 | 535,8 | 337,7 |
Свердловская область | 4327,4 | 3649,1 | 678,3 | 4324,1 | 3643,4 | 680,7 |
Тюменская область включая автономные округа | 3581,3 | 2862,7 | 718,6 | 3563,8 | 2845,7 | 718,1 |
в том числе: | ||||||
Ханты-Мансийский автономный округ | 1612,1 | 1485,4 | 126,7 | 1604,7 | 1477,5 | 127,2 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 540,0 | 452,6 | 87,4 | 539,8 | 452,6 | 87,2 |
Тюменская область без автономных округов | 1429,2 | 924,7 | 504,5 | 1419,3 | 915,6 | 503,7 |
Челябинская область | 3497,3 | 2886,7 | 610,6 | 3493,6 | 2880,8 | 612,8 |
Сибирский федеральный округ | 19312,2 | 14036,3 | 5275,9 | 19302,5 | 14014,3 | 5288,2 |
Республика Алтай | 213,7 | 62,3 | 151,4 | 212,7 | 61,9 | 150,8 |
Республика Бурятия | 978,5 | 576,4 | 402,1 | 976,2 | 574,5 | 401,7 |
Республика Тыва | 313,8 | 169,2 | 144,6 | 312,8 | 168,7 | 144,1 |
Республика Хакасия | 535,8 | 367,0 | 168,8 | 534,9 | 365,3 | 169,6 |
Алтайский край | 2384,8 | 1335,6 | 1049,2 | 2387,7 | 1334,4 | 1053,3 |
Забайкальский край | 1087,5 | 732,6 | 354,9 | 1088,9 | 732,1 | 356,8 |
Красноярский край | 2858,8 | 2193,7 | 665,1 | 2855,8 | 2187,3 | 668,5 |
Иркутская область | 2414,9 | 1906,5 | 508,4 | 2416,6 | 1912,8 | 503,8 |
Кемеровская область | 2725,0 | 2335,5 | 389,5 | 2729,6 | 2337,7 | 391,9 |
Новосибирская область | 2746,8 | 2156,8 | 590,0 | 2739,0 | 2146,3 | 592,7 |
Омская область | 1978,2 | 1427,7 | 550,5 | 1976,0 | 1423,9 | 552,1 |
Томская область | 1074,4 | 773,0 | 301,4 | 1072,3 | 769,4 | 302,9 |
Дальневосточный федеральный округ | 6211,0 | 4685,1 | 1525,9 | 6218,8 | 4686,3 | 1532,5 |
Республика Саха (Якутия) | 956,9 | 624,7 | 332,2 | 955,9 | 623,7 | 332,2 |
Камчатский край | 317,2 | 245,9 | 71,3 | 318,5 | 246,7 | 71,8 |
Приморский край | 1933,3 | 1486,4 | 446,9 | 1935,9 | 1486,8 | 449,1 |
Хабаровский край | 1338,3 | 1095,2 | 243,1 | 1339,1 | 1094,6 | 244,5 |
Амурская область | 809,9 | 544,8 | 265,1 | 810,6 | 544,6 | 266,0 |
Магаданская область | 148,1 | 141,3 | 6,8 | 149,2 | 142,3 | 6,9 |
Сахалинская область | 488,4 | 397,4 | 91,0 | 489,7 | 398,0 | 91,7 |
Еврейская автономная область | 168,4 | 114,9 | 53,5 | 169,4 | 115,3 | 54,1 |
Чукотский автономный округ | 50,5 | 34,5 | 16,0 | 50,5 | 34,3 | 16,2 |
Крымский федеральный округ | 2294,9 | 1330,8 | 964,1 | 2270,9 | 1312,9 | 958,0 |
Республика Крым | 1895,9 | 962,2 | 933,7 | 1884,4 | 956,3 | 928,1 |
г. Севастополь | 399,0 | 368,6 | 30,4 | 386,5 | 356,6 | 29,9 |
Согласно утвержденной приказом Росстата от 03.06.2010 г. № 209 актуальной методологии оценки численность населения
на начало очередного года рассчитывается как сумма населения, зафиксированная исходя из последней переписи населения, минус число умерших и выбывших с данной территории за год и плюс число родившихся и прибывших на данную территорию за год.
Учёт численности населения
приводится по постоянному населению в целом по России, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям всех уровней, включая городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения и межселенные территории. В расчетах учитываются изменения численности населения территорий в результате изменения границ, а также изменения городского и сельского населения в результате преобразований городских населенных пунктов в сельские и сельских населенных пунктов в городские.
В составе Российской Федерации в 2014 г. образовано два новых субъекта Российской Федерации (Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя образован Крымский федеральный округ (Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа»).
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года Республики Крым и г. Севастополя произведена с учетом итогов переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, а также естественного движения населения и миграции населения. Поскольку по состоянию на 1 января 2014 г. Республика Крым и г. Севастополь не входили в состав Российской Федерации, передвижка итогов переписи населения на 1 января 2014 г. не производилась. В качестве среднегодовой численности населения по этим субъектам принята численность населения на 1 июля 2014 г.
К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на указанную дату
К городскому населению относится население, проживающее в городских населенных пунктах. Городскими населенными пунктами считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков и поселков закрытых административно-территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Население, проживающее в них относится к сельскому.
Сведения о муниципально-территориальном делении основаны на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.
Данные по Республике Крым приведены в соответствии с Законом Республики Крым от 6 июня 2014 года № 18-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым»; по г. Севастополю в соответствии с Законом города Севастополя от 3 июня 2014 года № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя».
Россия - самое большое в мире государство. Этот статус предопределяет специфику его политической организации. Так, высшими органами власти было принято решение организовать управление страной посредством учреждения федеральных округов. Соответствующая модель политического устройства в какой-то мере уникальна с точки зрения мировой практики. Сколько в России федеральных округов? Каков их перечень?
Что такое «федеральный округ»?
Федеральный округ - административно-политическая единица, предусмотренная системой государственного устройства России. Территория РФ делится на субъекты федерации. Те, в свою очередь, по ряду географических, этно-культурных, социальных и политических признаков объединены в округа. Руководят соответствующими административно-политическими единицами полномочные представители Президента России.
Перечень федеральных округов
Сколько в России федеральных округов? Сейчас их 9. В числе таковых:
- Центральный;
- Северо-Западный;
- Приволжский;
- Уральский;
- Сибирский;
- Дальневосточный;
- Южный;
- Северо-Кавказский;
- Крымский.
Стоит отметить, что Северо-Кавказский округ появился только в 2010 году. Крымский - в 2014-м. Сколько в России федеральных округов, мы теперь знаем. Рассмотрим теперь подробнее их ключевые характеристики.
Характеристика федеральных округов: Центральный ФО
Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство - высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО - наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, - Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.
В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность - особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.
Административно-политическая структура ЦФО представлена областями: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской.
Северо-Западный ФО
В состав федеральных округов России входит Северо-Западный. Полномочное представительство СЗФО располагается в Санкт-Петербурге. В экономическом аспекте Северо-Западный ФО можно отнести к самым развитым в России. Здесь развиты как обрабатывающие, так и сырьевые отрасли. Северо-Западный ФО характеризуется также высокой степенью развитости транспортной инфраструктуры. Сколько в России федеральных округов с сопоставимым уровнем развития дорог? Сказать сложно, поскольку опыт СЗФО в этом смысле совершенно уникален.
Одним из факторов, стимулирующих рост экономики СЗФО является соседство с европейскими государствами - Финляндией, странами Прибалтики, Польшей (если говорить о Калининградской области). Северо-Западный ФО характеризуется огромным кадровым потенциалом. В вузах Санкт-Петербурга и других городов проходят обучение специалисты самого разного профиля, и все они получают высочайшую квалификацию. В СЗФО присутствуют также значительные объемы природных ресурсов.
В структуре Северо-Западного ФО присутствуют области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская. Есть в составе СЗФО и республики: Карелия, Коми.
Южный ФО
Список федеральных округов России включает Южный ФО. Его специфика в уникальном, во многом не характерном для остальной территории России, теплом климате. Южный федеральный округ России - национальная здравница. В регионе располагаются совершенно уникальные термальные источники, горные родники и артезианские скважины. Здесь есть крупнейшие запасы вольфрама, цветных металлов, угля.
После того как из состава Южного федерального округа в 2010 году был выделен Северо-Кавказский ФО, в структуре региона присутствуют области: Астраханская, Волгоградская. В составе ЮФО есть республики: Адыгея, Калмыкия. В структуре Южного ФО присутствует Краснодарский край. Регион рассматривается как один из самых перспективных в части инвестиций в туризм.
Приволжский ФО
Относительно небольшой по площади - порядка 7,27% от общей территории, которой обладает Россия, Приволжский федеральный округ играет важнейшую экономическую и политическую роль в развитии страны. Так, доля промышленности в хозяйственной системе региона - порядка 23,9%. Это один из самых высоких показателей среди всех федеральных округов РФ.
Промышленность Приволжского ФО представлена машиностроением, топливно-энергетическим комплексом, сельским хозяйством, химической и легкой промышленностью. В административно-политической структуре Приволжского ФО присутствует много республик: Удмуртская, Чувашская, Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия. В составе ПФО есть три области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская.
Уральский ФО
Сколько федеральных округов в России расположено в Европейской части? В данный момент - 7. В числе таковых - Уральский ФО. Полномочное представительство УФО располагается в Екатеринбурге. Рассматриваемый регион характеризуется уникальной географией. Он расположен на границе между Европой и Азией, обладает значительными природными ресурсами и климатом.
Ведущие отрасли экономики региона - добыча нефти, газа, а также горнодобывающая промышленность. Здесь есть значительные запасы железа, цветных и благородных металлов. Уральский ФО многими экспертами характеризуется как один из самодостаточных в аспекте обеспеченности ресурсами и необходимыми технологиями.
В структуре УФО присутствуют области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская. Также в состав Уральского ФО входит Ханты-Мансийский Автономный округ.
Сибирский ФО
Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых - Сибирский ФО.
Сибирь - огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь - один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.
В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.
Дальневосточный ФО
Другой федеральный округ РФ, что расположен в Азии, - Дальневосточный. По площади он самый крупный, занимает порядка 36% от территории государства. Характеризуется огромным потенциалом в аспекте экономического развития. Располагает значительными объемами природных ресурсов, в частности запасами угля, нефти, газа, металлов.
В состав Дальневосточного ФО входят области: Амурская, Камчатская, Магаданская. В структуре ДФО есть края: Приморский, Хабаровский. В состав Дальневосточного ФО включена Республика Саха (Якутия).
Северо-Кавказский ФО
Северо-Кавказский ФО был образован 19 января 2010 года посредством выделения из структуры Южного ФО. Характеризуется небольшой площадью - порядка 1% от территории государства. В Южном ФО объединены субъекты РФ, характеризующиеся значительной культурной и социально-экономической близостью.
В состав СКФО входят республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия - Алания, Чечня. В структуре Северо-Кавказского ФО присутствует Ставропольский край. Располагающийся в нем город Пятигорск является центром СКФО. Резиденция Полномочного представителя Президента РФ по СКФО находится в Ессентуках.
Крымский ФО
В марте 2014 года в состав России вошел Крым. Вскоре после этого был образован Крымский федеральный округ. В его структуре присутствуют 2 субъекта. Таковыми являются, собственно, Республика Крым, а также Севастополь, имеющий статус города федерального значения РФ, так же как Москва и Санкт-Петербург.
Крым - один из важнейших культурных, исторических и туристических центров России. Данный регион характеризуется значительным потенциалом не только в сфере туризма, но также и в аспекте развития промышленности, сельского хозяйства и иных отраслей. На уровне федерального законодательства РФ установлены налоговые преференции в отношении бизнесов, которые ведут деятельность в Крыму. Приняты программы, направленные на стимулирование интенсивного экономического развития региона.
Приложение II. Численность и размещение населения федеральных округов, 1926-2002
Таблица II-1. Численность населения федеральных округов на даты переписей* и на 1 января 2002 г.*, тыс. человек
Федеральные округа: |
|||||||
Центральный |
|||||||
Северо-Западный |
|||||||
Приволжский |
|||||||
Уральский |
|||||||
Сибирский |
|||||||
Дальневосточный |
|||||||
Европейская часть |
|||||||
Азиатская часть |
* наличное население
** постоянное население
Таблица II-2. Прирост (убыль) населения федеральных
округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., тыс. человек
Межпереписные периоды |
||||||
1926- 1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-3. Прирост (убыль) населения федеральных
округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., %
Межпереписные периоды |
||||||
1926- 1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-4. Доля населения федеральных округов
в населении России,
на даты переписей и на начало 2002 г., %
Российская Федерация |
|||||||
Федеральные округа: |
|||||||
Центральный |
|||||||
Северо-Западный |
|||||||
Приволжский |
|||||||
Уральский |
|||||||
Сибирский |
|||||||
Дальневосточный |
|||||||
Европейская часть |
|||||||
Азиатская часть |
Таблица II-5. Доля городского населения по
федеральным округам России
на даты переписей и на 1 января 2002 г., %
Российская Федерация |
|||||||
Федеральные округа: |
|||||||
Центральный |
|||||||
Северо-Западный |
|||||||
Приволжский |
|||||||
Уральский |
|||||||
Сибирский |
|||||||
Дальневосточный |
|||||||
Европейская часть |
|||||||
Азиатская часть |
Таблица II- 6. Прирост (убыль) городского
населения федеральных округов
Межпереписные периоды |
||||||
1926-1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-7. Прирост (убыль) городского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %
Межпереписные периоды |
||||||
1926-1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-8. Прирост (убыль) сельского населения
федеральных округов
в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., тыс. человек
Межпереписные периоды |
||||||
1926-1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-9. Прирост (убыль) сельского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %
Межпереписные периоды |
||||||
1926- 1939 |
1939-1959 |
1959-1970 |
1970-1979 |
1979-1989 |
1989-2001 |
|
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть |
||||||
Азиатская часть |
Таблица II-10. Число городов по федеральным округам, по переписи 1989 г.
Всего |
|||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||
Российская Федерация |
|||||
Федеральные округа: |
|||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
|||||
Европейская часть РФ |
|||||
Азиатская часть РФ |
Таблица II-11. Число городов по федеральным округам на начало 2002 г.
Всего |
|||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||
Российская Федерация |
|||||
Федеральные округа: |
|||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
|||||
Европейская часть РФ |
|||||
Азиатская часть РФ |
* без распределения 5 городов Чеченской Республики
Таблица II-12. Численность проживающих в
городах по федеральным округам
по переписи 1989 г., тысяч человек
Всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||
Российская Федерация |
|||||
Федеральные округа: |
|||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
|||||
Европейская часть РФ |
|||||
Азиатская часть РФ |
Таблица II-13. Численность проживающих в городах по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек
Всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||
Российская Федерация |
|||||
Федеральные округа: |
|||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
|||||
Европейская часть РФ |
|||||
Азиатская часть РФ |
* без населения 5 городов Чеченской Республики
Таблица II-14. Число поселков городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г.
Всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
|||||
от 3 до 5 |
от 5 до10 |
от 10 до 20 |
20 и более |
|||
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть РФ |
||||||
Азиатская часть РФ |
Таблица II-15. Число поселков городского типа по федеральным округам на начало 2002 г.
Всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек* |
|||||
от 3 до 5 |
от 5 до10 |
от 10 до 20 |
20 и более |
|||
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть РФ |
||||||
Азиатская часть РФ |
* без распределения 3 поселков городского типа Чеченской Республики
Таблица II-16. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г., тыс. человек
всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
|||||
от 3 до 5 |
от 5 до10 |
от 10 до 20 |
20 и более |
|||
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть РФ |
||||||
Азиатская часть РФ |
Таблица II-17. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек
всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
|||||
от 3 до 5 |
от 5 до10 |
от 10 до 20 |
20 и более |
|||
Российская Федерация |
||||||
Федеральные округа: |
||||||
Центральный |
||||||
Северо-Западный |
||||||
Приволжский |
||||||
Уральский |
||||||
Сибирский |
||||||
Дальневосточный |
||||||
Европейская часть РФ |
||||||
Азиатская часть РФ |
* без распределения населения 3 поселков городского типа Чеченской Республики
Таблица II-18. Распределение городского населения федеральных округов по типам поселений, по переписи 1989 г., %
Проживающие в |
Проживающие в городах |
||||||
городах |
всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
|||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||||
Российская Федерация |
|||||||
Федеральные округа: |
|||||||
Центральный |
|||||||
Северо-Западный |
|||||||
Приволжский |
|||||||
Уральский |
|||||||
Сибирский |
|||||||
Дальневосточный |
|||||||
Европейская часть РФ |
|||||||
Азиатская часть РФ |
Таблица II-19. Распределение городского населения
федеральных округов по типам поселений,
на начало 2002 г.*, %
Проживающие в |
Проживающие в городах |
||||||
городах |
всего |
в том числе с числом жителей, тыс. человек |
|||||
от 50 до100 |
от 100 до 500 |
500 и более |
|||||
Российская Федерация |
|||||||
Федеральные округа: |
|||||||
Центральный |
|||||||
Северо-Западный |
|||||||
Приволжский |
|||||||
Уральский |
|||||||
Сибирский |
|||||||
Дальневосточный |
|||||||
Европейская часть РФ |
|||||||
Азиатская часть РФ |
* без распределения городского населения Чеченской Республики