История елочных игрушек ссср: экземпляры для коллекционирования. Самые дорогие советские ёлочные игрушки От политики до игрушки

В России первые елки появились в XIX веке на крышах и заборах питейных заведений - в качестве украшений. Собственно украшать елки стали в 1860-1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века - было то же самое, что современному россиянину купить машину.

Шары тогда были тяжелыми - тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

В самом начале 20 века большинство игрушек привозили из Германии, откуда и пришла эта мода. Самыми дорогими были фигурки с фарфоровыми головками, их можно было купить или взять напрокат в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас также можно найти такую игрушку в антикварных салонах, но стоить она будет около $300-500. Значительно дешевле обойдутся игрушки из картона, созданные на рубеже XIX-ХХ веков - так называемый «дрезденский картонаж». Особенно часто встречаются изображения животных, а также объемные туфельки, бонбоньерки и домики, покрытые цветной фольгой. Стоимость таких украшений - от 800 до 3000 рублей.

Были в дореволюционной России и игрушки попроще; их делали в артелях из более доступных материалов - папье-маше, ткань, дерево.

Часто украшения для елки делали дома; накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещались цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов. Затем изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы тельце получалось объемным, использовали вату. Это один из самых редких видов елочной игрушки, и найти их в антикварном салоне считается большой удачей. В Москве дореволюционные самодельные украшения можно приобрести в салоне «Роза Азора» на Никитском бульваре, на ежегодной ярмарке «Рождественский блошиный рынок на Тишинке», а иногда на вернисаже в Измайлово. Цены варьируются от 2 до 6 тыс. рублей в зависимости от сохранности и качества. Куда легче найти эти игрушки на европейских блошиных рынках, особенно в Германии.

В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.

Традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской елки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции елка вообще была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским. Производство елочных игрушек в нашей стране прекратилось.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено.

Только в 1935 году было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку - уже не рождественскую, конечно, а новогоднюю - советскую.28 декабря 1935 г. заработал конвейер по производству елочных игрушек в СССР. Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты (сказывалась любовь Сталина к цирку). Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1 до 4 тыс. рублей.

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.

Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, бумаги и стекла, поскольку до 35 года производство елочных игрушек в стране не осуществлялось. В 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет созданы в виде фигурок людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, зайчики-лисички.

Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, трактора, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, а диапазон цен очень велик. Рядовую стеклянную игрушку можно приобрести за 3-5 тыс. рублей, но совсем уникальные экспонаты - например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса - будут стоить гораздо больше.

Очень сложно найти сейчас игрушки военного времени. В столь сложное время производство елочных украшений не прекращали, но в условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали. К фигурке человека привязывали тряпочку, и получался парашютист, также изображали собак-санитаров (белая повязка с красным крестом на лапе). На заводе «Москабель» крутили проволочные украшения из отходов производства, получались великолепные работы: клетки для птиц, звезды из переплетенных золотисто-красных нитей. Приобрести такую игрушку считается у коллекционеров большой удачей.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.

С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». Начали выпускать стеклянные шары мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики. К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов.

Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР. Таких игрушек сохранилось предостаточно, отдельные вещи можно приобрести за 150 рублей, более интересные - за 1,5-2 тыс. Игрушки на прищепках стоят обычно 500-700 рублей, советский картонаж - 200-400 рублей. Почти в каждом доме наверняка сохранились новогодние украшения в виде овощей и фруктов - видимо, сказывался дефицит продуктов; такие вещи можно купить за 300-500 рублей.

С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток. Что было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в коммуналках. Этими миниатюрами можно и сейчас украсить игрушечную елочку.

В начале пятидесятых годов во многих домах появились елочные украшения, связанные с Китаем: чудесные китайские фонарики, шарики с надписями «Москва - Пекин» и даже большие шары с портретами Мао Цзэдуна.

После полета в космос была выпущена, пожалуй, последняя важная серия в истории советской елочной игрушки - украшения в виде спутников, ракет и космонавтов. К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Поэтому к коллекционным относятся лишь елочные украшения, произведенные до 1966 года.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи - самыми простыми. Но в это же время появился новый материал - поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой - посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.

В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками. Мелких игрушек тогда было мало.

До 1966 года производство елочных украшений велось полукустарным способом, а каждая игрушка являлась штучным товаром. Затем началось их поточное производство, которое, увы, сделало игрушки менее привлекательными и разнообразными.

В семидесятые вместо непременной звезды появляютсямножество верхушек-пик - совсем по-западному (там они появились еще в 19 веке).У нас же пика впервые появилась в виде ракеты, отрывающейся от земли (60-е гг).

****Список предприятий, выпускавших елочные игрушки вСССР. Некоторые из предприятий просуществовали совсем недолго:

Артель "Все для ребенка" 1935-1949 (г. Москва). По другим данным -С 1937-го по 1941 год.

Артель «Культигрушка» Ленгорпромсовета «Ленгорметаллщремпросоюза»(г.Ленинград)

Артель им. Рубена (г. Ленинград)

Артель «Ленигрушка» (г. Ленинград)

Артель «Промигрушка» Ленкультпрофсоюза (г. Ленинград,Апраксин двор, к.1)

Артель "Художественная игрушка" (г. Москва)

Артель «Детская игрушка» (г.Москва)

Горьковская фабрика резиновых изделий

Дмитровский фарфоровый завод

Завод стеклянных и оптических украшений и елочных изделий Управленияполиграфпром и культтоваров Мосгорисполкома (г. Москва, Измайловское шоссе,д.20)

Калининское производственное объединение художественных промыслов Управленияместной промышленности Калининского облисполкома (г. Калинин, ул. 2-я Лукина,д.9 и г. Конаково, ул. Строителей, д.12)

ЗАО ПКФ "Игрушки" – современное название (В 1927 году г. Воронежебыла образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывшийхозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствиибыл репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работавозобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделениипроизводства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие – “Воронежская артель 4-ая пятилетка”, которая в 1960 году была реорганизована вфабрику “Игрушки”. Главное производство фабрики – цех по выпуску стеклянныхелочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке).

ЗАО "МОСКАБЕЛЬМЕТ" - современное название (Завод ведет своюродословную с "Товарищества для эксплуатации электричества М.М.Подобедов иКо", устав которого был утвержден Императором России Николаем II 29 июня1895 года. Во главе фирмы находился ее создатель выдающийся инженер-технологМ.М.Подобедов. В 1895 году "Товарищество" создало завод "Русскоепроизводство изолированных проводов для электричества" - первое кабельноепредприятие в Москве. В 1913 году "Товарищество" преобразуется вАкционерное общество "Русские кабельные и металлопрокатные заводы("Русскабель"). В 1933 году предприятие получило название"Москабель").

Уже несколько лет собирает коллекцию особенных ёлочных игрушек: старинных, привезенных из путешествий или просто таких, которые хочется хранить долгие годы. В этой статье она расскажет об истории появления игрушек в России, о том, как она сама отбирает украшения, где их покупать, сколько они стоят и как создать свою неповторимую коллекцию.

В мире вещей, окружающих нас каждый день, елочные игрушки занимают особое место. Заканчиваются новогодние праздники, елку разбирают, игрушки упаковывают в коробки и отправляют на хранение до следующего декабря. С практической точки зрения елочная игрушка - вещь совершенно бесполезная, она призвана служить другой цели: вызывать ностальгию, оживлять воспоминания и самые яркие образы из детства.

Очень верно сказал герой романа Стивена Кинга «Мертвая зона» (1979 год) Джон Смит: «Вот ведь как забавно с этими елочными игрушками. Когда человек вырастает, мало что остается из вещей, окружавших его в детстве. Все на свете преходяще. Немногое может служить и детям, и взрослым. Свою красную коляску и велосипед ты променяешь на взрослые игрушки - автомобиль, теннисную ракетку, модную приставку для игры в хоккей по телевизору. Мало что сохраняется от детства. Только игрушки для рождественской елки в доме родителей. Господь Бог просто шутник. Большой шутник, он создал не мир, а какую-то комическую оперу, в которой стеклянный шар живет дольше, чем ты».

Каждая историческая эпоха создавала свои елочные игрушки. Дореволюционные елочные украшения, например, принципиально отличались от советских. Русская рождественская елка была порождением немецкой культуры, ведь именно Германия считается первой европейской страной, где стали наряжать рождественскую елку, - это было в XVI веке. Во второй половине XIX века ель стала общегерманской традицией. Описание украшенной классической немецкой елки XIX века можно найти в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год): «Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сладости». В России елка появилась после указа Петра I от 20 декабря 1699 года, однако повсеместно традиция распространилась только в начале XIX века. В царской России елка была атрибутом привилегированной дворянской культуры и украшала дома купцов, врачей, адвокатов, профессоров и государственных служащих. Наличие елки в доме свидетельствовало о приобщенности к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус. Со второй половины XIX века рождественская елка появилась и в провинции, особенно в тех уездных городах, где сильна была немецкая диаспора.

Поступающие в продажу елочные игрушки были только привозными и стоили очень дорого. Поэтому обычному городскому жителю, пусть и интеллигенту, нарядить елку было непросто. Из-за недостатка и дороговизны елочных игрушек, а затем уже в силу традиций даже в аристократических семьях игрушки мастерили дома. Правда существовали общественные благотворительные елки, которые позволяли побывать на празднике детям из малообеспеченных семей.

Елочные украшения в царской России содержали религиозную символику: верхушку елки венчала Вифлеемская звезда, тут и там парили ангелы и птицы, висели яблоки и виноград - символы «райской» пищи, гирлянды, бусы и венки - символы страдания и святости Христа. В конце XIX – начале XX века елку украшали игрушками из папье-маше, ваты, воска, картона, бумаги, фольги и металла. Стеклянные украшения по-прежнему были привозными, поэтому основное место на елке занимали «домодельные» игрушки и съедобные украшения. Именно они наделяли елку тем праздничным запахом, который остается в памяти на всю жизнь.

Отсутствие в царской России собственного игрушечного производства делало русскую елку абсолютно аполитичной и лишенной какого-либо национального колорита. Русские игрушки времен царствования Николая II вручную вырезались из дерева, выдувались из стекла и расписывались на считанных кустарных производствах. Сейчас эти игрушки хранятся в музеях и частных собраниях удачливых коллекционеров. После октябрьской революции, спустя 20 лет забвения и запретов, елка возродится символом новой советской эпохи и станет одним из главных инструментов новой идеологии и воспитания патриотизма.

Моя коллекция елочных игрушек - это не объект поклонения хрупкой материальной вещи. Каждая из них олицетворяет воспоминания, эмоции, несбывшиеся надежды и мечты, у которых еще есть шанс когда-нибудь исполниться. Уже будучи взрослой, я восторженно смотрела на артистов балета, восхищалась их грацией и изяществом. В моей коллекции живет невесомая хрустальная танцовщица из Вены и старинная стеклянная балерина с подпаленными бархатными ножками, которую я нашла накануне Рождества на парижском Ле Пюс. За последние несколько лет я собрала русскую балетную труппу из ваты - все эти балерины родом из дореволюционной и советской России. «Ватные» игрушки в нашей стране появились гораздо раньше стеклянных, ведь производство елочных украшений из стекла было несравнимо дороже изготовления из папье-маше, ваты и лоскутков. Сейчас ситуация кардинально изменилась: стеклянный шарик конца 30-х годов можно купить за 300–500 рублей, а вот цена ватных фигурок этого периода начинается от 3 000 рублей.

В моей коллекции есть клоун из серии «Цирк» (цветной ватин, роспись, слюда; 1936 год) и оленевод (стеарин, цветной ватин, роспись, слюда; 1930 год). Кстати, цирковые артисты появились на советской елке благодаря Сталину, которому нравился фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. После выхода фильма на экраны в 1936 году елку стремительно украсили акробаты и циркачи. Освоение Северного полюса тоже не прошло для елки бесследно: олени, полярные мишки, эскимосы и лыжники - все это воплотилось в вате, стекле и картонажах. Советские елочные украшения отражали события, происходившие в стране: на елке горели красные звезды, взлетали в небо по следам Гагарина космонавты и ракеты, вырастали сельскохозяйственные продукты и особенно царица полей - хрущевская кукуруза. Герои сказок отметили в 1937 году столетний юбилей со дня смерти А. С. Пушкина - сейчас Старик с неводом, царь Дадон, Шахаманская царица, Аленушка, Черномор с богатырями и другие сказочные герои являются желанными трофеями коллекционеров всего мира. В 1948 году появились елочные игрушки на прищепках, а в 1957 году в СССР выпустили наборы мини-игрушек, которые позволили наряжать елку даже в небольшом пространстве квартиры-хрущевки с низкими потолками. Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на поток: с развитием фабричного производства елочные игрушки максимально стандартизировались и практически утратили свое художественно-стилевое своеобразие. Решением Международной организации коллекционеров елочных игрушек Golden Glow старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года.

Самые интересные игрушки советского периода из папье-маше советую искать на блошиных рынках (например, на Тишинке в декабре) и у продавцов на сайтах «Молоток.ру» и «Авито.ру». Цена на игрушки варьируется от 2 000 до 15 000 рублей в зависимости от редкости и степени сохранности.

Однако я не преследую цель сделать свою елку винтажной, мне хочется, чтобы она была неповторимой и отражала историю моей семьи. А эта история происходит прямо сейчас! Сейчас можно смело говорить о подлинном возрождении производства елочных игрушек в нашей стране: произошел возврат от использования стеклодувных автоматов к ручному уникальному способу выдувания игрушек, наполнению их особым содержанием и смыслом, использованию лучших традиций отечественного народного промысла. И я очень рада, что сегодня все меньше и меньше людей украшают елку однотонными безликими шарами. Тенденция заменить пеструю и разноцветную елку претенциозным дизайнерским рождественским деревом «для взрослых» кажется мне кощунственной! Лаконичная и сдержанная елка, формирующая ощущение стильной роскоши, вряд ли может впечатлить кого-то, оставив в душе воспоминания на долгие годы. На мой взгляд, яркая пестрота елочных украшений никогда не казалась людям ни назойливой, ни вульгарной: именно при виде разноцветной и сияющей елки я чувствую тот особый рождественский запах, который складывается из запахов соснового леса, восковых свечей, выпечки и разрисованных игрушек.

Мое детство прошло у бабушки в деревне, поэтому я питаю особую слабость к елочным игрушкам с деревенскими мотивами. Чудесным, но по-прежнему редким исключением среди китайского изобилия выглядят елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами и художниками: неповторимые фигурки из мастерской майолики Павловой и Шепелева, расписанные вручную шары и фигурки фирмы «Ариэль». Уникальные шары из серии «Русские традиции» фирмы SoiTa расписаны в технике миниатюрной живописи художниками Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя. Каждый из таких шаров уникален, сделан вручную (на изготовление мастера тратят от двух до четырех недель) и по праву может называться произведением искусства! В моей коллекции есть шар «По щучьему веленью», который можно рассматривать бесконечно! Мастерская майолики Павловой и Шепелева находится в городе Ярославле, заказать елочные игрушки можно на сайте mastermajolica.ru (цены от 1 000 до 6 000 рублей); завод по производству елочных украшений «Ариэль» находится в Нижнем Новгороде, в Москве их игрушки широко представлены в книжном доме «Москва» (цены от 500 до 2 500 рублей); новогодние игрушки фирмы SoiTa можно приобрести на сайте soita.ru (цены от 6 000 до 40 000 рублей).

В последние годы я очень много путешествую и всегда привожу из поездок старинные и необычные елочные игрушки. В свою последнюю поездку в Нью-Йорк я попала в совершенно невероятный магазин, которым владеет влюбленная в Рождество старушка. Из под прилавка More & More antiques она достала сокровища, ценность которых для меня не представляет сомнений: глиняные фигурки животных и русалок из Чили, Ноев ковчег из Мексики, стеклянный скунс с серебристым хвостом из Италии - за большую коробку сокровищ я заплатила $148! Если будете в Нью- Йорке, загляните туда после посещения Музея национальной истории: магазин от музея в пяти минутах ходьбы.

Сейчас елка не является ни изысканной роскошью для богатых, ни утехой для избранных, ни причудой для избалованных и каждому доступно в канун Рождества и Нового года повесить на еловые лапы сверкающих стеклянных белок.

1. Катя, твоя коллекция родилась спонтанно?

С одной стороны, решение и желание собирать елочные игрушки можно назвать спонтанным. Но если задуматься, все становится на свои места! Когда я переехала в Москву пять лет назад, все мое время было посвящено учебе и работе. Я жила в съемной квартире, которая никак не ассоциировалась со словом «дом». Так вот в начале моего первого декабря в Москве, я зашла в магазин «Алые паруса» и обомлела: он весь сверкал и переливался светом новогодних огоньков и лампочек. Там я впервые увидела невероятной красоты елочные украшения, они возникли как будто из моих детских воспоминаний, как появляется картинка на полароидном снимке. И самое интересное, они были именно такие, о которых я могла мечтать, - яркие, сверкающие щелкунчики, крокодилы, белки и часы с аккуратной росписью. Эти игрушки я могла раньше видеть только в кино или на картинках, в советское и постсоветское время таких не было. Я навсегда запомню тот вечер, потому что он утвердил меня в мысли: «Если сегодня у меня нет дома, и я не могу покупать диваны и шторы, то пусть будут елочные игрушки. Они символизируют тепло семейных традиций, а небольшой ящик перевезти на новое место не так уж и сложно». Вот и началось!

2. Сколько лет ты уже коллекционируешь новогодние игрушки?

Около 7 лет.

3. Сколько экспонатов в твоей коллекции?

Я не считала, но полагаю, что не менее 600 штук.

4. По какому принципу ты отбираешь новые игрушки в свою коллекцию?

Сегодня я очень избирательна - не то, что первое время! Теперь я покупаю только очень особенные игрушки. Из каждой поездки обязательно привожу несколько штук, поэтому обязательно проверяю, где в новом городе антикварные магазины и рынки. Зачастую игрушки можно купить в магазинах при музеях: в Вене я нашла героев триптиха Иеронима Босха «Искушение Св.Антония» - то-то было радости! Что касается покупки в Москве, то я очень люблю фабрику игрушек «Ариэль» - высочайшее качество ручной росписи и очень близкие каждому сюжеты. На мой взгляд, это несравнимо лучше, чем китайский конвеер!

5. Какой самый старинный экспонат?

Самые старинные игрушки - это русские дореволюционные фигурки из ваты, в моем случае балерины. Есть игрушки конца XIX века из Барселоны, но следует заметить, что они все же герои театра марионеток, идеально подходящие по размеру для того, чтобы повесить их на елку.

6. У тебя есть любимчики?

Конечно, любимчики есть у всех! И как это бывает в жизни, не всегда любимчики занимают оправданное место в наших сердцах. Самые любимые игрушки - это подарки моих самых близких людей. Я больше всего ценю подарки моего мужа, например ватного акробата, купленного в первое совместное рождество на «Блошином рынке». Разумеется, я обожаю подарки наших родителей, бабушек, сестер, друзей! Все знают о моей коллекции, поэтому к новому году она всегда пополняется.

Я уже рассказала, что в поездках покупаю игрушки на блошиных рынках и в музейных магазинах. Хорошо, если вы едете в «сезон», тогда можно найти что-то интересное на рождественских базарах. Хотя я находила свои самые интересные экземпляры в межсезонье, когда меньше китайского хлама в глаза бросается. В Москве есть отличная возможность купить старинные украшения на традиционном «Блошином рынке» в декабре, но цены там сильно завышены, и если поискать, то на сайтах Авито или Ebay найдутся экземпляры поинтереснее и гораздо дешевле. Если искать игрушку в подарок, то можно посмотреть польскую фабрику M. A. Mostowski - елочные украшения достаточно дорогие, но исключительно красивые и качественные, сгруппированы сериями и упакованы в праздничные коробки.

8. Как ты хранишь свою коллекцию?

На сегодняшний день под мою коллекцию выделено 4 больших коробки, которые аккуратно стоят в шкафу и занимают его половину! Каждую игрушку я упаковываю в крафт-бумагу. Я практически никогда не храню оригинальные коробки, потому что они занимают очень много места.

9. Твоя коллекция имеет практическое применение? Есть ли игрушки, которые ты покупаешь из страсти коллекционирования, зная, что не будешь их использовать в декоре елки?

Нет, при покупке игрушки я всегда «вижу» ее на елке. Для меня смысл коллекции - нести радость, а не удовлетворять страсть коллекционера. По-хорошему, коллекционер я во вторую очередь, в первую - счастливый взрослый ребенок. Ведь дети не коллекционируют, они радуются тому, что держат в руках.

10. Насколько заранее ты украшаешь дом к новому году? По какому принципу ты отбираешь игрушки?

Как правило, мы ставим елку за неделю до Нового года, то есть прямо в сочельник (24 декабря). Иногда чуть-чуть пораньше, если на праздники уезжаем. Мы всегда покупаем живое дерево, поэтому месяц елка у нас не стоит никогда - не хочу, чтобы волшебство приедалось. Что касается игрушек, то я просто наряжаю, пока место не закончится на елке!

11. Можешь ли ты дать несколько советов начинающим коллекционерам?

Мне кажется, что самое главное - не вкладывать в коллекцию материальной ценности, а собирать «семейную историю». Покупать не сами игрушки, а запоминать дни и моменты, в которые эти котики и щелкунчики появились. Тут же нет моды и тенденций, есть только твое сердце и твоя душа, твои мысли и чувства, которые будут всплывать в памяти, когда ты откроешь очередную коробку со своими елочными украшениями. Ценность вещам дает лишь наша память.

Помните, как в детстве вместе с родителями доставали заветные коробки с игрушками и украшали ёлку к празднику? Каждая такая игрушка – неважно, стеклянный ли это шарик в виде рыбки на прищепках, фарфоровая кукла или забавный петушок, напоминает о волшебстве и тёплой атмосфере семейного праздника. Появилось даже модное хобби – коллекционирование ёлочных игрушек.

Будни коллекционера
Очереди за экземплярами, которые периодически распродают, как это было, например, во Владивостоке в 2015 году, выстраиваются немереные. Кто-то закупается на несколько десятков тысяч, обходя базары, антикварные лавки и всевозможные киоски, кто-то находит интересные игрушки, путешествуя по разным странам, другие выискивают интересующие их вещицы на интернет-площадках типа eBay и Avito.
В среде коллекционеров ёлочные игрушки пользуются большой популярностью, особенно российские. Их принято делить на несколько периодов: дореволюционные, послереволюционные, советские. Последние, в свою очередь, делятся на довоенные, послевоенные и «хрущёвские» (знаменитые игрушки в виде фруктов или овощей). Всё, что было выпущено до 1966 года прошлого века, в этой среде считается старинным, и потому – особенно ценным.

Вслед за традицией
Кстати, украшение новогоднего дерева – очень давняя традиция. Считается, что её корни уходят в Германию XVII века, а идея принадлежит религиозному деятелю Мартину Лютеру. По преданиям, он, прогуливаясь в сочельник 1513 года, увидел, как в ясном ночном небе зажигаются звёзды, сливаясь с верхушками огромных елей. Именно в тот год Лютер принёс домой свою первою ёлочку, украсив её свечами и звездой на манер Вифлеемской.
Через столетие в каждом немецком доме было по одной или несколько маленьких ёлочек, которые украшались сластями и яблоками и подвешивалась к потолку. В конце XVII века стали ставить одну большую. Однако сласти себе могли позволить далеко не все, и урожай не всегда радовал. В 1848 году тюрингские стеклодувы из города Лауша, известные своим изобретением глазного протеза (1835 год), создали стеклянный аналог яблок – небольшие шарики, сверху покрытые блёстками, а внутри начинённые свинцом. Сначала стеклодувы могли позволить себе только сферическую форму, но после того, как в 1867 году появилась газовая горелка, мастера стали создавать стеклянных зверей, ангелов, изящные сосуды. Позже игрушками из стекла начали украшать ели Швейцарии, Польши, Чехии, а также деревья других стран.

Груша как символ праздника
У каждого коллекционера своё мерило ценности: необязательно, чтобы игрушка была редкой, главное, чтобы дарила тёплые воспоминания. У Юрия Луценко, коллекционера из Реутова, в качестве таковой выступает груша – игрушка, с которой началось его увлечение. Однажды заглянув на новогодние праздники к родителям, Юрий увидел грушу на ёлке – и понял, что унесёт её с собой. С тех пор его коллекция начала неумолимо расти: блошиные рынки, ярмарки, забытые кем-то при переезде коробки – и вот у Юрия уже несколько тысяч экземпляров. Среди них попадаются и исторические, например, мишка с надписью «Северная почта», датированный 1938 годом и относящийся к серии игрушек, выпущенных в честь освоения Севера. Есть и такие, о существовании которых знают далеко не все: например, в 30-40 года прошлого века на ёлку было модно вешать 10-сантиметровые коробочки с конфетами – они назывались «шляпницы», так как изображали коробки из-под дамских шляпок.
Юрию нравится собирать игрушки, ведь в них заключена душа праздника. По словам коллекционера, раньше Новый год отмечали с большим размахом, а игрушки были более «живыми», однако Юрий надеется, что атмосферу былого ещё можно вернуть.

Приятные воспоминания
У фотографа Марины Ореховой из Алтуфьева коллекция тоже началась с семейных посиделок. Как-то раз девушка разглядывала старые фотографии, среди которых были и снимки новогодней ёлки. Нахлынули эмоции, захотелось вновь оказаться в детстве, поэтому Марина решила проверить, осталось ли что-то из былого великолепия, и нашла старые коробки с игрушками дома у родителей. Её коллекция маленькая и состоит из игрушек советского периода, но, как говорит Марина, в них содержатся история и достижения тех лет. Помимо самолётов, дирижаблей и космонавтов – символов освоения воздухоплавания и Космоса, у девушки есть игрушки другойф популярной советской тематики, персонажи мультфильмов. Свои трофеи – героев сказок «Серебряное копытце», «Чиполино», «Айболит» и некоторых других, Марина бережно хранит закутанными в вату на антресолях, а когда приходит время готовиться к Новому году, достаёт свои сокровища и развешивает на еловых лапах, мечтая вернуть ёлку времён своего детства.

Обитель игрушек
Елена Савинцева – коллекционер из Новгорода, хорошо помнит, как, будучи маленькой девочкой, вместе с мамой тщательно украшала ёлку, выбирая место для каждой игрушки. Тем более, что каждый год семейная коллекция пополнялась новой. Сейчас у Елены ежегодно в доме целых три дерева, а то и больше: одно для современных игрушек, искусственное, одно – обязательно настоящее – для старинных украшений, и несколько декоративных ёлочек. Кандидатов в «наряды» для ёлки у Елены хватает: несколько тысяч игрушек из ваты, картона и стекла дожидаются своего часа в коробках. Периодически Елена достаёт их раньше времени – блестящие и нарядные, герои сказок Пушкина, циркачи, олени, представители разных национальностей в традиционных костюмах и другие игрушки помогают бороться с плохим настроением. Некоторые экземпляры Елена сама чинит, восстанавливая недостающие части, раскрашивая их в тон украшения.

Игрушки Лады Лузиной
Украинская писательница Лада Лузина (Она же Владислава Кучерова) коллекционирует ёлочные игрушки всю жизнь. Даже создала специальный сайт, на котором выкладывает фотографии своей коллекции, истории приобретения, а также полезную информацию о ёлочных игрушках и празднике вообще. Зарубежных игрушек у неё много: фарфоровая кукла приблизительно 1800 года из Германии, которую она называет Пуританкой, датские олени, хрустальные шары из Египта, австрийский Щелкунчик, а ещё расшитые золотом ангелы из Собора Парижской Богоматери…
Будучи заядлым коллекционером (а дома у девушки хранятся не только ёлочные украшения, но также обширная коллекция часов), Лада любит собирать разные игрушки: от типично рождественских яслей и ангелочков до советских Дед Морозов и Снегурочек. Первые игрушки достались ей в наследство от бабушки: «Моя коллекция родилась на полвека раньше, чем я. Все мои самые любимые игрушки я получила в наследство. И ощущение значимости Нового года я получила в наследство, и склонность гордиться своими игрушками, и спрашивать «Ну правда же они красивые? Правда?» Так Лада начинает рассказ о своём увлечении на главной страничке сайта, посвящённого её многочисленной коллекции. И добавляет, что создала интернет-ресурс для того, чтобы не пришлось перевозить экземпляры (а их больше тысячи) в настоящий музей – вдруг разобьются?


Музей ёлочных украшений
Однако многие коллекционеры охотно выставляют свои сокровища на обозрение в музеях, и открывают собственные. Так было с минским предпринимателем Андреем Бегуном, который раньше занимался строительством телекоммуникационных сетей. Ёлочными украшениями бизнесмен увлекается с малых лет, позже он стал привозить редкие экземпляры из деловых поездок, а в 2014 году вместе с братом Дмитрием открыл свою первую выставку в минском Национальном историческом музее. В неё вошло 95% всей коллекции Андрея Бегуна. По его словам, экспозиция получилась исторической – братья Бегуны при помощи экспонатов рассказали в общих чертах, где и при каких обстоятельствах зародились первые ёлочные игрушки, как распространялись по разным странам, а также какие технологии использовались при их изготовлении. В коллекцию вошли как советские игрушки, так и украшения из разных стран: Чехии, Германии, Польши, Украины, Нидерландов.
Пару лет (2015-2016) выставка путешествовала по городам России, а в 2017 году вернулась обратно в Минск, на этот раз заняв место в торговом центре. Там же теперь йможно смастерить собственный ёлочный шар – продав свой бизнес, Андрей Бегун занялся изготовлением ёлочных игрушек. По его словам, Беларуси давно не хватало собственного производства в данной сфере, а изготовление шаров прямо в торговом центре – отличная возможность привлечь внимание общественности к отечественному продукту.


Коллекция Балашак
Есть в среде коллекционеров и очень известные личности – например, Ким Балашак. Эта американка прониклась любовью к русским ёлочным игрушкам сразу, как увидела одну из них на страницах журнала Colonial Homes – это был советский Кот в сапогах из ваты. Потом Ким вместе с мужем переехала из Бостона в Москву, а через три года – в 1998, увидела игрушки в магазине, не устояла и купила стеклянную гирлянду и ватного Деда Мороза. Потом долго искала того самого кота с фотографии, объезжала разные выставки, антикварные магазины, пока не нашла заветную игрушку на вернисаже в Измайлово.
К 2002 году у Ким набралось столько игрушек, что она смогла открыть свою первую выставку: «Мерцание истории в ёлочном шарике», которая прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. О своей любви к русским игрушкам Ким говорит следующее: «Они потрясающие. Они отражают всю вашу историю. Есть фигурки красноармейцев, пионерок и колхозниц. Игрушки на сельскохозяйственную или сталинскую тему. Уникальные фигурки на прищепках – герои русских сказок, сказок Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), персонажи басен Крылова, доктор Айболит и его звери – это особенность только русских игрушек».

Русская национальная особенность
Многие коллекционеры – не только Ким, любят русские новогодние украшения за историю, атмосферу и общий настрой. «Моя коллекция ёлочных игрушек – это не объект поклонения хрупкой материальной вещи. Каждая из них олицетворяет воспоминания, эмоции, несбывшиеся надежды и мечты, у которых еще есть шанс когда-нибудь исполниться», – пишет московский коллекционер, пластический хирург по профессии, Екатерина Лонская в статье для издания Simple + Beyond. Ей очень нравятся украшения в деревенском стиле, наборы цирковых игрушек, а также куклы, изображающие танцоров балета – в детстве Екатерина восторженно заглядывалась на артистов, а теперь бережно хранит ватную балерину с подпаленными ножками.
Другой коллекционер – историк-исследователь и реставратор Сергей Романов, считает свою любовь к игрушкам особой. «В любом доме они остаются ещё от бабушек и дедушек, их же достают всего один раз в год, получается, это тоже некая непрерывная связь поколений» – говорит Романов. Когда он всерьёз увлёкся коллекционированием, ему было 14 лет, а «подсадила» его на это дело Тётя Оля – соседка, у которой под диваном хранился целый чемодан сокровищ. Сергею настолько понравились старинные украшения из того чемодана, что он уже почти 30 лет коллекционирует советские игрушки – не только ёлочные, кстати. И относится к ним как к величайшему чуду.

На протяжении последних 20 лет собирает и реставрирует старые детские игрушки, питая особую любовь к ёлочным украшениям. В его обширной коллекции находится около трёх тысяч старинных новогодних игрушек, которые нашли свой дом в небольшой комнате во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Среди раритетных экспонатов Сергея Романова есть игрушки, сделанные с 1830–1840-х годов до распада СССР, а также игрушки из папье-маше 50-х годов. Предлагаем вам окунуться в атмосферу волшебства и поразглядывать старинные ёлочные игрушки из прошлого.

Ангел, начало XX века

Лодочка. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Мальчик на лыжах, стеклянные шары. Конец XIX - начало XX века

Дети на санках. Ватные игрушки с фарфоровыми лицами. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Звезда. Монтированная игрушка. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Шар в честь 20-летия Октябрьской революции. Стекло. 1937 год

Письмо Деда Мороза. Новогодняя открытка. Середина XX века

Дед Мороз. Ватная игрушка 1930-1940 годы

Снегурочка. Ватная игрушка. 1930-1950 годы

Паровоз. Тисненый картон. 1930-1940 годы

Дирижабли. Стекло. 1930-1940 годы

Часы. Стекло. 1950-1960 годы

Заяц с барабаном. Стекло. 1950-1970 годы

Клоун с дудочкой. Стекло. 1950-1970 годы

Стеклянные игрушки 1960-1980 годов

Дама со снежком. Фарфоровая куколка. Конец XIX - начало

Новогодняя елка с ватными игрушками. Вторая половина 1930-х годов

За один экземпляр можно выручить 150 000 рублей

Самое время установить в доме елку и достать с антресолей старый чемодан. Тот самый, где большую часть года живут елочные игрушки, переложенные ватой и газетами. Вот шарик, который покупали в прошлом году, вот гирлянда из восьмидесятых, а на дне коробки лежат самые старые, еще бабушкины игрушки. Берем их, вешаем на елку - и не подозреваем, что за эти шарики, зайчиков, мишек и прочие фонарики убиваются коллекционеры. И готовы заплатить за них не одну тысячу рублей.

«МК» разбирался, какие из игрушек могут представлять ценность не только для души, но и с финансовой точки зрения.

Что же может быть в фамильном елочном чемодане? Игрушки из пластика, стекла, картона, пенопласта, ваты, дерева. Фабричные и самодельные. На ниточках и на специальных прищепках-подставках, заставляющих игрушку стоять, а не висеть на ветке. Ватные или резиновые Деды Морозы и Снегурочки. Наконец, аксессуары: мишура, дождик, гирлянды - из флажков или электрические…

Меньше всего вопросов - к пластиковым игрушкам. Они в нашем быту появились в 1990-е годы, так что, скорее всего, вы сами помните, как и когда они появились в коллекции. Чтобы стать раритетом, этим игрушкам придется еще подождать - где-нибудь полвека. Главное - не спешить выкидывать, если разонравятся: может быть, детям и внукам придутся по вкусу.

Далее - всеми любимые стеклянные игрушки: шары и фигурки. Они выпускаются с самых давних времен и по сей день. Каждая стеклянная игрушка - ручная работа: технологию, как штамповать тонкостенное стекло, еще никто не разработал. И выдувка, и роспись - индивидуальная, хоть и сделана игрушка на фабрике. Здесь определить возраст и редкость игрушки непросто - нужно листать каталоги (они есть и в Интернете).

Некоторые охотятся за определенными сериями игрушек, - рассказала «МК» коллекционер Инна Овсиенко. - Например, «Народы СССР», «Сказки Пушкина». Эта последняя серия, кстати, была юбилейной - приуроченной к столетию смерти поэта, запущена в 1937 году. Она стала одной из первых советских серий стеклянных елочных игрушек вообще.

Осевая дата для отечественных елочных игрушек - 1936 год. Именно тогда празднование Нового года с традиционной елкой вновь стало приветствоваться государством. Все 20-е и начало 30-х елка (как атрибут старой рождественской традиции) искоренялась и уничтожалась. Пионеров стыдили за то, что у них в доме наряжали елку; соседи косо смотрели на тех, кто выносил рождественское дерево в январе, так что делать это приходилось тайком, по ночам… Но вдруг - разрешили, и вся елочная обрядовость восстановилась. Только, понятное дело, без ангелочков и крестов на ветках и макушке. Новое время - новые символы.

Из стекла выдували агитационные игрушки, - рассказывает Овсиенко. - Это и стратостаты из стекляруса, и выдувные дирижабли, и красные стеклярусные же звезды на вершину елки… Если у вас есть такая игрушка - достаточно узнать, когда шла та или иная агитационная кампания (например, дирижабль - это 1937 год), и дата изготовления игрушки примерно понятна.

Послевоенные игрушки ярче и разнообразнее, а также более «детские» - без политики. Медведи с гармошками и без, гуси и лебеди, рыбы и овощи. Шары простые и «фонарики» - те, в которых должны отражаться лампочки гирлянды. Деды Морозы и Снегурочки - в ассортименте. А вот стеклярус - игрушки из нанизанных бусин и стеклянных цилиндриков - с середины 1950-х годов сходит на нет. Сложно, нетехнологично, старомодно и опасно: дети любят попробовать игрушки на вкус…

Следующий материал - картон, покрытый слоем разноцветной фольги. Эти игрушки - очень старые, довоенные. Такие выпускали различные артели еще в двадцатых годах, почти подпольно: елки, хоть и тайком, ставили, а значит, и спрос на игрушки был. Берегите их - это уже редкость! Хоть они и не бьются, но детям или животным на зуб такое дать будет обидно. Тем более что за картонные игрушки (как и за довоенные стеклянные) коллекционеры платят иногда десятки тысяч рублей.

Особая история - игрушки военного времени, - рассказывает коллекционер Инна Овсиенко. - На московском заводе «Калибр» тогда наладили выпуск игрушек из отходов производства - некондиционных лампочек и так далее. Их сделали довольно много, но ведь прошло больше 70 лет, поэтому сейчас такие игрушки - редкость и ценность.

Ну а самые старые игрушки - ватные и деревянные - вполне могут быть и дореволюционного происхождения. Кстати, тогда большинство игрушек были самодельными - так что, если у вас в семье сохранились украшения тех лет, вполне возможно, что делали их своими руками ваши прадедушка и прабабушка.

Отдельная песня - ватные Деды Морозы и Снегурочки. До 1950-х годов их лица лепились из глины вручную, позже пошли полимерные заменители. Эта «глава» новогодней елки - персонажи, которым можно посмотреть в глаза и напитаться атмосферой праздника.

Настоящие коллекционеры елочных игрушек не меряют их ценность в деньгах, - улыбается Овсиенко. - Куда ценнее духовная, что ли, важность для семьи. Я всегда отговариваю людей продавать семейные игрушки - ведь именно с ними каждый год на новогодней елке оживает семейная история. Если ее потерять, потом не купишь ни за какие деньги.

СПРАВКА "МК"

Сколько стоят коллекционные елочные игрушки, сделанные в России/СССР:

Дюймовочка на ласточке (вата, папье-маше, начало ХХ века): 32 500 руб.

Комплект «15 республик СССР» в коробке (вата, 1962 год) - 65 000 руб.

Пограничник Карацупа с собакой Ингусом (картон, 1936 год) - 150 000 руб.

Негритенок (вата, 1936 год) - 14 000 руб.

Комплект «Доктор Айболит» (стекло, 1950-е годы) - 150 000 руб.

Мизгирь из комплекта «Снегурочка» (стекло, 1950-е годы) - 20 000 руб.

Пионерка (стекло, 1938 год) - 47 000 руб.