Александр самокутяев биография. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос

Хотите лучше владеть компьютером?

Документ Excel — это книга, по умолчанию состоящая из трех листов. Каждый лист — это самостоятельная таблица, на которой доступны все функции Excel. Для работы порой нужен только один лист или, наоборот, большое число листов. Также удобно дублирование имеющегося листа со всеми данными на нем вместо создания нового и копирования в него информации с другого листа. Как это сделать в Excel?

Читайте новые статьи

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

— российский космонавт, Герой России.

Во время учебы занимался в секции парашютного спорта. Окончил среднюю школу №56 города Пензы. Поступил в Пензенский политехнический институт, но через год прервал обучение, решив поступать в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1992 году. В 1998-2000 годах учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

В 2003 году получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (допуск к специальным тренировкам), был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. В 2005 году сдал госэкзамены в ЦПК с оценкой «отлично», после чего ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Занимался в составе группы специализации и совершенствования.

С декабря 2008 года по апрель 2010 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-23/24 в качестве бортинженера МКС и командира транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА».

С апреля 2010 года по апрель 2011 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.

С апреля по сентябрь 2011 года в составе экипажа 27/28-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию в качестве командира ТПК «Союз ТМА-21» и бортинженера МКС. Выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 23 минуты. Продолжительность полета составила 164 суток.

С октября 2012 года по март 2014 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-39/40 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С марта 2014 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-41/42 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

В апреле 2017 года межведомственная комиссия госкорпорации «Роскосмос» - заместителя командира отряда космонавтов.

Материал подготовлен на основе информации ИА «PenzaNews» и открытых источников. Сведения актуальны на 25 апреля 2017 года.

Александр Михайлович Самокутяев (род. 13 марта 1970 года, Пенза) - лётчик-космонавт Российской Федерации, член отряда космонавтов ЦПК. Совершил два космических полёта в качестве командира космических кораблей «Союз ТМА-21» (2011) и «Союз ТМА-14М» (2014-2015). Герой Российской Федерации (2012).

Образование

Родился 13 марта 1970 года и вырос в Пензе. Ещё во время учёбы в школе занимался парашютным спортом. Окончил среднюю школу № 56 г. Пензы. В 1987-1988 годах учился в Пензенском политехническом институте, но оставил этот вуз и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1992 году, окончив его, получил квалификацию «лётчик-инженер».

Военная служба

В 1992-1998 гг. проходил службу в качестве инструктора в Черниговском ВВАУЛ, затем в вертолётном училище на Украине и в Дальневосточном военном округе (ДВО), где в составе 1-й воздушной армии дослужился до командира эскадрильи.

За время службы освоил самолёты «Вилга-35А», Л-13 «Бланик», Л-39, Су-24М.

В 1998-2000 годах обучался в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, после чего получил назначение в организационно-плановое отделение 2-го управления Центра подготовки космонавтов на должность начальника отделения.

Космическая подготовка

В январе 2003 года Александр Самокутяев был допущен Главной медицинской комиссией к спецтренировкам. 29 мая 2003 года зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю. А. Гагарина, в июне того же года приступил к общекосмической подготовке. Через два года, в июле 2005-го, ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель». С августа 2005 по ноябрь 2008 года проходил обучение в составе группы специализации и совершенствования.

1 апреля 2009 года назначен командиром дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМА-18» и бортинженера основной экспедиции МКС-23/24.

19 октября 2015 года приказом начальника ЦПК назначен на должность заместителя командира отряда космонавтов ЦПК с сохранением должности инструктора-космонавта-испытателя. В то же время освобождён от должности командира группы кандидатов в космонавты.

Первый полет

5 апреля 2011 года состоялся старт корабля Союз ТМА-21, командиром которого назначен Александр Самокутяев. 7 апреля 2011 после стыковки Союза ТМА-21 с МКС он приступил к выполнению функций бортинженера основной экспедиции МКС-27/28. 16 сентября 2011 года Самокутяев и еще двое космонавтов приземлились в Казахстане, после спуска с МКС на корабле Союз. В ходе полета он выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 23 минуты. Продолжительность полета составила 164 суток.

Второй полет

26 сентября 2014 года Александр Самокутяев, Елена Серова и Барри Уилмор стартовали с космодрома Байконур. Во время полугодовой экспедиции экипаж выполнил на орбите более 50 научных экспериментов, участвовал в обеспечении работ с тремя российскими и одним европейским грузовыми транспортными кораблями. Кроме того, Александр Самокутяев совершил выход в открытый космос по российской программе продолжительностью 3 часа 41 минута. 12 марта 2015 года экипаж корабля «Союз ТМА-14М», который возглавлял Александр Самокутяев, благополучно вернулся из экспедиции. Продолжительность полёта составила 167 суток 5 часов 42 минуты. На следующий день после посадки, 13 марта 2015 года, Александру исполнилось 45 лет.

Награды

  • Герой Российской Федерации и Лётчик-космонавт Российской Федерации (25 июня 2012 года) - за мужество и героизм, проявленные при осуществлении космического полёта на Международной космической станции.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2016 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта.
  • Медали Вооруженных Сил Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II, III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • Почётный гражданин города Пензы (26 апреля 2013 года).

Семья

  • Брат Андрей Михайлович Самокутяев
  • Жена Оксана Николаевна Самокутяева (Зосимова)
    • Дочь Анастасия (1995).

Родители Александра Самокутяева живут в Пензе.

Увлечения

Увлекается автомобилизмом, путешествиями, хоккеем с шайбой.

30 марта 2007 года Александр Самокутяев неудачно (его команда знатоков проиграла) сыграл одну игру в телевизионном элитарном клубе «Что? Где? Когда?» за команду космонавтов.



С амокутяев Александр Михайлович – лётчик-космонавт РФ, 109-й космонавт России и 521-й космонавт мира, космонавт-испытатель – командир группы отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 13 марта 1970 года в городе Пенза. Русский. Окончил среднюю школу № 56 в Пензе. Во время учёбы в школе занимался в секции парашютного спорта. В 1987 году поступил в Пензенский политехнический институт, но через год прервал обучение, поступив в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1992 окончил училище по специальности «инженер-лётчик». В 1998-2000 годах учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина.

Служил военным лётчиком на Дальнем Востоке. В 1992-1998 годах проходил службу сначала в качестве инструктора в Черниговском ВВАУЛ, затем в вертолётном училище на Украине, затем в Дальневосточном военном округе в составе 1-й воздушной армии, где дослужился до начальника эскадрильи. Общий налёт составляет более 680 часов. Выполнил 250 прыжков с парашютом. Освоил самолёты «Вилга-35А», Л-13 «Бланик», Л-39, Су-24М. С 2000 года – начальник организационно-планового отделения 2-го управления Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК).

20 января 2003 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии (ГМК). 29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки (ОКП). С 16 июня 2003 года приступил к ОКП, которую завершил 27 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В 2005-2008 годах проходил подготовку по программе полётов на Международную космическую станцию (МКС) в составе группы космонавтов. В июле 2008 года появились сообщение о его назначении в дублирующий экипаж 25-й экспедиции на МКС (МКС-25, старт на корабле «Союз ТМА-18» в марте 2010 года). Это должен быть первый полёт новой модификации корабля «Союз ТМА» (700-я серия). На заседании ГМК 10 февраля 2009 года получил допуск для подготовки в составе дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА» № 701.

В октябре 2008 года появились сообщения о его назначении в основной экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА» № 231 31 марта 2011 года). 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА. 11-12 марта 2010 года в ЦПК вместе с А.И.Борисенко и Скоттом Келли (США) сдал предполётные экзамены с оценкой «хорошо» и «отлично». 1 апреля 2010 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-18» и 23/24-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-18» 2 апреля 2010 года был дублёром командира корабля.

На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.И.Борисенко и Рональдом Гараном сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 5 марта 2011 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союз ТМА»). Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-21».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-21» и бортинженера 27-й и 28-й основных экспедиций на МКС с 4 апреля 2011 года по 16 сентября 2011 года. Стартовал вместе с А.И.Борисенко и Рональдом Гараном. 6 апреля 2011 года «Союз ТМА-21» успешно пристыковался к МКС, а 16 сентября 2011 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 149 км от города Джезказган. Продолжительность полёта составила 164 суток 5 часов 41 минуту 19 секунд. Во время полёта совершил выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 22 минуты.

У казом Президента Российской Федерации № 904 от 25 июня 2012 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, полковнику Самокутяеву Александру Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

С 2012 года полковник А.М.Самокутяев – в запасе.

В сентябре 2012 года заменил Д.Ю.Кондратьева в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА», старт которого по программе МКС-41/42 был намечен на сентябрь 2014 года. В январе 2013 года вместе с Е.О.Серовой и Барри Уилмором (США) успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

20 февраля 2014 года на заседании ГМК в ЦПК, которая проанализировала данные медицинских обследований российских членов основного и дублирующего экипажей 39/40-й длительной экспедиции на МКС, признан годным к космическому полёту по состоянию здоровья. 4 марта 2014 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира дублирующего экипажа МКС-39/40 вместе с бортинженерами Е.О.Серовой и Барри Уилмором. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на тренажёре корабля «Союза ТМА-М». 5 марта экипаж сдал зачётную тренировку на российском сегменте МКС.

24 марта 2014 года на Байконуре на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов утверждён в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-12М». Во время старта ТПК «Союз ТМА-12М» 26 марта 2014 года был дублёром командира корабля. 3 сентября 2014 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира основного экипажа МКС-41/42 вместе с бортинженерами Е.О.Серовой и Барри Уилмором. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на российском сегменте МКС. 4 сентября экипаж сдал зачётную тренировку на тренажёре ТПК «Союз ТМА-М».

24 сентября 2014 года на Байконуре на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов утверждён в качестве командира основного экипажа ТПК «Союз ТМА-14М».

Второй полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-14М» и члена 41-й и 42-й основных экспедиций на МКС с 25 сентября 2014 года по 12 марта 2015 года. Стартовал вместе с Е.О.Серовой и Барри Уилмором. 25 сентября 2014 года «Союз ТМА-14М» успешно пристыковался к МКС не смотря на не раскрывшуюся панель солнечной батареи, а 12 марта 2015 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 145 км юго-восточнее города Джезказган. Продолжительность полёта составила 167 суток 5 часов 42 минуты 40 секунд. Во время полёта совершил выход в открытый космос.

Общая продолжительность двух полётов составляет 331 сутки 11 часов 23 минуты 59 секунд. Общая продолжительность двух выходов в открытый космос – 10 часов 3 минуты.

С 16 января 2013 года – командир 3-й группы (кандидаты в космонавты) отряда космонавтов. С 19 октября 2015 года – заместитель командира отряда космонавтов ЦПК с сохранением должности инструктора-космонавта-испытателя.

Полковник (2011), лётчик-космонавт РФ (25.06.2012), военный лётчик 3-го класса. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (15.02.2016), медалями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

Исследовательский проект: «Космонавтика и Пензенский край».

Выполнил обучающийся 10 класса Будылин Вадим.

Руководитель: учитель физики и математики 1 квалификационной категории Васина Н. П.

С.Липовка, 2014 год.

1.Введение.___________________________________________________3

2.Немного истории…

2.1 Мечты о космосе и пробы пера.______________________________4

2.2 Первый искусственный спутник Земли._______________________5

2.3 Первые живые существа на орбите.__________________________7

2.4 Человек в космосе._________________________________________10

3. Вклад наших земляков в освоение космоса._______________________13

4. Заключение._________________________________________________18

5. Список литературы.___________________________________________19

Введение.

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента , как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий , «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается! Космическая деятельность, освоение космического пространства представляют собой область создания передовых технологий, ассоциированных с наукой, безопасностью государства, имеющую стратегическое значение с точки зрения политического и экономического статуса государства. Работая над проектом «Космонавтика и Пензенский край», мы узнали о том, что многие космонавты связаны с Пензенской землей, познакомились с предприятиями Пензы и области, учеными, внесшими свой вклад в развитие космонавтики. Своим проектом мы хотим привлечь внимание сверстников к вкладу наших земляков-пензенцев в освоение, изучение космоса. Цель проекта : Выяснить, какой вклад внесли наши земляки в освоение космоса. Задачи проекта : 1. Изучить исторические сведения освоения космоса. 2. Собрать информацию наших земляках, которые внесли свой вклад в освоение космоса.

Немного истории… Мечты о космосе и пробы пера.

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно , что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету , способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Первый искусственный спутник.

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет , и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!




После запуска первого в мире искусственного спутника всем стало ясно, что полет человека в космос - дело не столь отдаленного будущего. И у нас, и в США развернулись работы по созданию пилотируемых космических кораблей.

В СССР эту работу возглавил Сергей Павлович Королев. Уже к середине 1958 года прорисовалась общая схема космического корабля для полета космонавта: корабль должен состоять из двух отсеков, один из них - спускаемый аппарат для возвращения космонавта на Землю, второй назвали приборно-агрегатным, в нем размещались служебные системы корабля и тормозная двигательная установка (ТДУ). Форму спускаемого аппарата решили выбрать в виде сферы, это существенно упрощало все необходимые расчеты возвращения этой капсулы на Землю. К весне 1960 года первый летный образец корабля был готов. Параллельно с созданием корабля шла отработка ракеты, поскольку для полета человека в космос потребовалась ракета более мощная, чем та, что выводила первый спутник. Прикидки показывали, что масса космического корабля с человеком должна быть где-то около пяти тонн. На ракету - знаменитую «семерку», или Р-7, установили третью ступень , которая обеспечивала выполнение поставленной задачи. При этом решили одну из больших трудностей в то время - необходимость запуска ракетного двигателя в пустоте, поскольку двигатель третьей ступени было необходимо включать уже в безвоздушном пространстве.

Серию пусков, предшествующих полету человека в космос, открыл полет первого корабля-спутника, выведенного на орбиту 15 мая 1960 года. Выведение и полет прошли успешно. При попытке отправить корабль к Земле произошел сбой в системе ориентации и тормозной импульс не уменьшил, а увеличил скорость корабля. Это было не очень приятно, но как шутил С.П.Королев: «Теперь мы научились маневрировать в космосе».

Первые живые существа на орбите.

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось… Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка , отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Полет следующего космического корабля с собачками Пчелкой и Мушкой, запущенного 1 декабря 1960 года, завершился неудачно - при возвращении на Землю спускаемый аппарат разрушился, спускаясь по нерасчетной траектории. В декабре 1960 года была предпринята еще одна попытка запуска корабля с собачками на борту, это случилось 22 декабря. Однако не сработала третья ступень ракеты, и спускаемый аппарат приземлился в глухой тайге в районе реки Нижняя Тунгуска. Были приняты все меры к тому, чтобы разыскать этот спускаемый аппарат и доставить его на предприятие. Эту экспедицию возглавил Арвид Владимирович Палло, один из старых сподвижников С.П.Королева, который должен был снять с боевого взвода систему аварийного подрыва спускаемого аппарата, установленную на случай приземления аппарата в недоступном для эвакуации месте. Корабль был найден. Собачки Комета и Шутка (Жулька и Альфа) перенесли огромные перегрузки при возвращении на Землю и сорокаградусный мороз в месте приземления. В разных источниках клички собак рознятся, что связано с обычаем давать более «благозвучные» имена перед запуском. Из-за отказа катапульты космические путешественницы остались в спускаемом аппарате, что спасло им жизнь. На вторые сутки после посадки они были спасены. Были подготовлены два зачетных пуска, которые состоялись 9 и 25 марта 1961 года. В ходе этих полетов была повторена полностью программа полета с человеком на борту. Старт, одновитковый полет , посадка. В кресле космонавта находился антропометрический манекен, его называли «Иван Иванович», сходство с человеком было полным, его даже одели почему-то в обычный костюм. После облачения в скафандр, на лицо Ивана Ивановича в пуске 25 марта положили лист ватмана с надписью «макет», чтобы не испугать тех, кто случайно мог найти его раньше спасателей. Для проверки голосовой связи в него был вмонтирован магнитофон, на который записали песню в исполнении хора им. Пятницкого, опять же для того, чтобы в случае неудачи не могло бы возникнуть и тени подозрения, что погиб человек, а не манекен. Собачку Чернушку в полете 9 марта разместили в малом контейнере, который расположили там, где при полете космонавта должен быть контейнер с пищей , предназначавшейся для космонавта во время его полета.


На второй пуск, состоявшийся 25 марта, пригласили «ударную» шестерку космонавтов из первого отряда. Всего в отряд было отобрано 20 молодых летчиков. К этому времени состав «ударной» группы выглядел так: Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Григорий Григорьевич Нелюбов, Андриан Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович, Валерий Федорович Быковский. Г.Г.Нелюбов и В.Ф.Быковский заменили первоначально входивших в группу Карташева Анатолия Яковлевича и Варламова Валентина Степановича, выведенных из нее по медицинским показаниям. С легкой руки Гагарина собачку, стартовавшую 25 марта, окрестили Звездочкой. Пуски прошли успешно. Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

Человек в космосе.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным . Совершив один виток вокруг Земли и, проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период , когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Волновался ли Ю.А.Гагарин? Все отмечали его отличное, ровное настроение в день старта. Но вот что показало измерение пульса на разных стадиях подготовки, старта и полета, в определенной степени связанное с эмоциональным состоянием космонавта. За четыре часа до старта - пульс 65 ударов в минуту, за пять минут до старта - 108, на участке выведения - в конце первой минуты - выше 150, к концу участка выведения - опять около 108. В момент включения тормозной двигательной установки и при начале входа в атмосферу - 112. Во время полета в невесомости частота пульса была 97 ударов в минуту.


В своем докладе Государственной комиссии Ю.А.Гагарин докладывал все очень скрупулезно. Например, что во время спуска на основном парашюте раскрылся ранец запасного, но купол его так и не наполнился, что оторвался закрепленный на отдельном фале НАЗ (носимый аварийный запас). Определенные трудности возникли при открытии клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик этого клапана , когда одевали космонавта, попал под демаскирующую оболочку - знаменитый оранжевый комбинезон. Подвесной системой все было так притянуто, что Ю.А.Гагарин не мог его достать минут шесть, потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. До этого в воздухе он отсоединил колодку ОРК"а (объединенного разъема кислородного), стеклянную шторку скафандра открыл уже находясь на Земле. Так завершился полет Юрия Алексеевича Гагарина.
Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой.

16 июня 1963 года на орбиту был выведен космический корабль «Восток- 6», впервые в мире пилотируемый женщиной- гражданкой Советского Союза Валентиной Терешковой . Её позывной на время полёта «Чайка», перед стартом Валентина Терешкова сказала: «Эй! Небо, сними шляпу». Полёт длился почти трое суток, за это время космический корабль сделал 48 оборотов вокруг Земли. Валентина Терешкова является единственной в мире женщиной, совершившей полёт в космос в одиночку.

18 марта 1965 г. был запущен космический корабль ЗКД N 4, получивший название "Восход-2", с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту. Масса корабля составила 5 682 кг - на 362 кг больше массы "Восхода". Через 1 час 35 минут после старта (в начале 2-го витка) Алексей Леонов первым в мире покинул космический корабль, о чем на весь мир объявил Павел Беляев: "Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!" Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам. Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин. 41 сек., а вне шлюза в открытом космосе - 12 мин. 09 сек. В это время он удалялся от корабля на расстояние до 5.35 м. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем, так как не был полностью автономным. Во время полета космонавты разговаривали с руководителями партии и правительства , собравшимися в Свердловском зале Кремля. Через сутки, на 18-м витке, корабль приземлился в Пермской области, и ТАСС объявил о полном успехе полета. Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев.

Вклад наших земляков в освоение космоса.

С чего всё начиналось…

30 января 1934 года из репродуктора донёсся далёкий голос: «Говорит «Сириус»! Говорит «Сириус»!» Это сообщение передавал в эфир Илья Усыскин- один из трёх отважных стратонавтов стратостата «Осоавиахим - . Они вели наблюдение за космическими лучами, в гондоле стратостата были установлены 34 научных прибора. Стратостата «Осоавиахим-1» достиг высоты 22 км. Это был мировой рекорд! Это был научный подвиг! Свои наблюдения они записывали в бортовой журнал. 30 января между 15 часами 30 минутами и 176 часами в Инсарском районе Мордовской области упал стратостат «Осоавиахим-1». Все участники полёта: Федосеенко, Васенко и Усыскин погибли. По предложению президиума решено было похоронить прах героев на Красной площади, в Кремлёвской стене. Вскоре «Правда» опубликовала постановление за подписью М. И. Калинина о награждении стратонавтов (посмертно) орденами Ленина (звания «Герой Советского Союза» тогда ещё не было). Годы учёбы Илья Усыскин провёл в Пензе.

Петр Долгов

Родился 21 февраля 1920 года в селе Богоявленское Земетчинского района Пензенской области. Герой Советского Союза, старший инструктор-испытатель парашютной техники Научно-исследовательского института ВВС СССР, полковник. 1 ноября 1962 года Долгов совершил испытательный прыжок со стратостата «Волга» с высоты 25 600 метров. По программе испытаний он прыгал в герметичном скафандре с немедленным раскрытием парашюта. Спуск с такой высоты должен был занять 38 минут. Но при выходе из кабины случилась разгерметизация скафандра, и, хотя парашютная система сработала штатно , полковник Долгов погиб ещё в воздухе. В Пензенском госуниверситете бережно хранят память о выпускнике 1955года, Герое Советского Союза Викторе Пацаеве . Он хотел поступить В Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъёмки. Мечтал изучать Землю с высоты. Виктор успешно сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В течение первого курса Пацаев не оставлял надежды перевестись в геологоразведочный, но в Пензенском индустриальном на факультете точной механики открылось отделение счётно- аналитических машин. Виктор подал заявление в деканат о зачислении его на новую специальность. Пацаев жил на одну стипендию, но к родителям за помощью не обращался (в семье было шестеро детей). Предпочитал вместе с другом разгружать вагоны на станции Пенза-3, а ещё писал статьи в «Молодой ленинец». При всей своей увлечённости техникой он был настоящим романтиком, занимался фехтованием, выступал в составе сборной области на Спартакиаде СССР. Обожал Лермонтова, многие из его произведений знал наизусть. 6 июня 1971г.ТАСС передал информацию о старте корабля «Союз-11» с тремя космонавтами на борту- В. Волковым, Г. Добровольским и В. Пацаевым. Увы, после 23 суток работы на орбите при возвращении экипажа на Землю произошла разгерметизация кабины. Космонавты погибли.

Александр Самокутяев с детства мечтал о небе. В садике он любил забираться в железную ракету, стоящую во дворе. Выдворить его оттуда нельзя было никакими силами. Из-за этого он даже получил прозвище «Сашка Гагарин». Тогда никто и подумать не мог , что оно окажется пророческим. Александр рос очень любознательным. Родителям приходилось выписывать для него научно-познавательные журналы. Позднее мальчик увлёкся техническим моделированием. Квартира Самокутяевых превратилась в хранилище моделей ракет, самолётов и другой техники. В старших классах Александр стал посещать авиамодельный кружок. Чуть позже записался в Пензенский аэроклуб. Именно здесь, летая на планерах и прыгая с парашютом, он окончательно влюбился в небо. Да так, что проучившись год в политехническом институте, неожиданно для всех забрал документы и поступил в Черниговское высшее лётное училище. Став военным лётчиком, Самокутяев отправился по распределению на Дальний Восток. После того, как расформировали эскадрилью Александр обратился в Москву. Изучив досье пилота, в Главном управлении военной авиации рекомендовали Самокутяеву поступить в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Через три года работы в звёздном городке Александр был зачислен в отряд космонавтов. Первый полёт в космос, в качестве командира корабля «Союз ТМА-21» , он совершил в апреле 2011года. Благодаря Александру Самокутяеву, избравшему в качестве позывного для космического корабля название Государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», пензенский бренд получил широкую известность во всем мире. Идея взять такой позывной родилась у Александра после прочтения стихотворения Михаила Лермонтова, где есть строки: «спит земля в сияньи голубом». «Читая эти строки, кажется, что Лермонтов видел Землю из космоса, - поделился в переписке с сотрудниками музея будущий астронавт. При всей своей известности и широкой популярности Александр Самокутяев настоящий образец патриота сурского края. О своей малой родине он не забывает ни на минуту. О его безграничной любви свидетельствует тот факт , что на борту корабля Александр хранил флаг Пензенской области, а находясь на орбите, он направил жителям Пензенской области видео-обращение и поздравление с Днем космонавтики. В сентябре 2014 года наш земляк вновь полетел в космос. Впереди у космонавта полугодовая вахта.22 октября Александр осуществил второй выход в космос, суммарная продолжительность пребывания Самокутяева за пределами космической станции составляет- 10 часов 4 минуты.

Талантливый инженер Юрий Фёдоров отвечал за безопасность систем «Востока». Юрий Иванович родился и вырос в Пензе В 1950 году, после окончания индустриального института, он получил распределение на Байконур. На космодроме наш земляк проработал 26 лет, пройдя путь от младшего инженера до начальника лаборатории. Он готовил к запуску первую межконтинентальную ракету, первый искусственный спутник Земли, а также легендарный корабль «Восток», на борту которого летал Юрий Гагарин. Юрий Иванович очень переживал, когда в полёте погиб космонавт Владимир Комаров. Это была первая смерть в космосе. Фёдоров вспоминал, что корабль к полёту готовили в страшной спешке. Было выявлено много недостатков, причём не только заводского, но и конструктивного характера. Дело доходило до того , что военные испытатели отказывались ставить свои подписи об окончании того или иного раздела испытаний. Но высокое начальство давило, торопило. И конструкторское бюро вынуждено было дать согласие. В конце 1983 года подполковник Фёдоров вышел в отставку, год преподавал в Московском авиационном институте, затем переехал в родную Пензу. За заслуги Юрию Ивановичу было присвоено звание «Ветеран космодрома Байконур». Умер Фёдоров в октябре 1999 года. Более 30 лет трудится в Центре управления полётами (ЦУП) наш земляк, уроженец с. Знаменская Пестровка , Иван Николаевич Цыплихин . Он сотни раз отправлял в сложный полёт грузовые космические корабли и осуществлял их посадку.

«В огне не горят и в воде не тонут»,- так говорят об измерительных датчиках пензенского производства. Если представить освоение космоса, как некий документальный фильм, в титрах его мы бы обязательно увидели названия многих пензенских предприятий. В своё время на «Химмаше» создавали стартовые площадки для космодромов, на бессоновском «ГРАЗе» выпускались специальные автозаправщики. Сейчас космическая тематика этих предприятий закрыта. А вот в НИИФИ она до сих пор играет важную роль. Пензенский научно-исследовательский институт физических измерений (НИИФИ), принимал непосредственное участие в разработках и создании ракетно-космической вычислительной техники: датчиков, элементов стартового сооружения, радиоэлектронных элементов , резисторов, конденсаторов, аппаратуры телеметрической информации, заправок. Все эти разработки были внедрены в серийное производство во многих пензенских НИИ и на промышленных предприятиях. Поражает надёжность аппаратуры. В заводском музее выставлены образцы с потерпевших аварию ракет. Оплавленные, выдержавшие колоссальные перегрузки и давление приборы находятся в рабочем состоянии. Хоть снова в космос посылай! Измерительные приборы НИИФИ использовались во всех отечественных космических зондах, отправленных на Венеру, Луну, Марс и Юпитер. Особая гордость заводчан- участие в запуске ракетного комплекса «Энергия- Буран» За полётом следили три с половиной тысячи датчиков пензенского производства. И ни один не отказал! Опыт создания измерительной техники для проекта «Энергия- Буран» послужил основой для создания новых типов датчиков. До сих пор некоторые из них не имеют зарубежных аналогов. Американские транспортные комплексы «Атлас» оснащаются датчиками НИИФИ. Прославленный коллектив Федерального научно-производственного центра ФГУП "НИИ физических измерений" с 1995 по 2009 годы возглавлял его генеральный директор и главный конструктор, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской инженерной академии, Международной академии навигации и управления движением Евгений Мокров.

Заключение.

Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полетов человека в космическое пространство, в котором принимали участие тысячи советских людей. Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих , таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Вывод:
Пенза является уникальной кузницей кадров для отечественной авиации и космонавтики. С ней связаны имена исследователей стратосферы (слой атмосферы, которому англичане присвоили термин «предкосмос») Петра Долгова и Ильи Усыскина, а также летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, входившего в экипаж космического корабля "Союз-11" - Виктора Пацаева, трагически погибшего на орбите 29 июня 1971 года. Конечно же, космонавт Александр Самокутяев, уроженец г. Пензы. Большой вклад в освоение космоса внесли также пензенские промышленники и ученые.

Список литературы.

1.«Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда. 1986 г. Москва.

2.«КОСМОС далёкий и близкий» А.Д. Коваль В.П. Сенкевич. 1977 г.

3.«Освоение космического пространства в СССР» В.Л. Барсуков 1982 г

4. Интернет- энциклопедия «Википедия»